Гагик Арутюнян Объединяющий 27 стран и насчитывающий 500-миллионное население
Евросоюз является самой крупной экономикой мира (в расчете на текущие
цены ВВП ЕС составляет $16.4 трлн. – около 28% мирового ВВП). В то же
время этот союз сегодня оказался в сложной политической и экономической
ситуации. В частности, резко увеличились государственные долги, и не
исключено, что вследствие этого в некоторых странах ЕС (Греции, Испании и
Италии) будет объявлен дефолт. Например, долг Италии составляет 120% от
собственного ВВП, а в первом квартале текущего года был зафиксирован
0.8%-ный экономический спад, в результате чего упали рейтинги 26
итальянских банков. Почти такая же ситуация царит в Испании, и только
0.5%-ый рост экономики Германии обеспечил «нулевую» стабильность ВВП и
спас ЕС от рецессии. Сложившаяся ситуация служит основанием для
заявлений и прогнозов на самых различных уровнях, в которых не
исключаются сценарии развала европейской валюты и ЕС в целом – со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Правда, иногда подобного рода
заявления скорее напоминают заранее спланированные информационные
операции, призванные повлиять на котировки на биржах и т.п. Однако уже
это указывает, что далеко не все в порядке в «европейском королевстве».
Причины кризиса
Европейский кризис является следствием не только истощения ресурсов
жизнеспособности глобальной неолиберальной модели, но и присущих ЕС
структурных особенностей и специфики системы управления. Именно эти
факторы, несмотря на старания европейских лидеров, не позволяют
сформировать единые политико-экономические правила, которые будут
обязательными для всех членов союза. Такая ситуация является следствием
объективных, а порой и субъективных (обусловленных личными или
политико-экономическими интересами) обстоятельств.
В качестве основного недостатка европейской системы в первую очередь
рассматривается отсутствие «общеевропейской идентичности». У европейских
наций, безусловно, есть множество цивилизационных общностей, однако
значительны также различия в культурных и политических традициях. В этом
контексте нужно, в частности, учитывать фактор Великобритании, которая
занимает особую и не всегда конструктивную позицию в общеевропейских
процессах и выступает скорее как представитель североатлантического
(«англо-американского»), но не континентального европейского проекта.
Более того, (если опираться, в частности, на мемуары У.Черчилля1),
«архитектура» послевоенной Европы планировалась так, чтобы там
исключалась возможность формирования силового центра (и это относилось
не только к Германии), тем самым обеспечивая англосаксонское
военно-политическое и экономическое доминирование.
В проблеме общеевропейской идентичности дополнительным фактором стал
также «мультикультурализм» и связанная с этим очевидная тенденция
изменения этнического состава (и как следствие, культурных ориентаций)
Европы2.
Предпринимаемые в этом направлении шаги (ужесточение иммиграционных
законов, пересмотр шенгенских соглашений и пр.), с учетом увеличившихся
вследствие геополитических и неоколониальных потрясений на Большом
Ближнем Востоке и африканском континенте иммиграционных потоков в
Европу, пока что не дают ощутимых результатов.
В то же время из публикаций европейских СМИ складывается впечатление,
будто развернутое против иммигрантов противостояние (выражающееся не
только в произведениях интеллектуалов3,
но и принимающее вид радикальных действий – вспомним прецедент
Брейвика) определенным образом способствует становлению общеевропейской
солидарности. Однако здесь также имеются определенные противоречия.
Антииммиграционная позиция в ЕС наиболее характерна для
консервативных партий. Вместе с тем эти партии, как правило, выступают
также с позиций укрепления суверенитета своих стран. Наиболее рьяно идею
евроинтеграции поддерживают евросоциалисты, которые в свою очередь
сравнительно толерантно относятся к «мультикультурализму»4.
В контексте вышеупомянутого, пожалуй, уместно вспомнить мысль
канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что в Европе не то что много
ислама, а мало христианства. Вообще, обществоведы обусловливают эти
реалии и появившиеся в современных европейских цивилизационных процессах
спорные тенденции упрощенной современной европейской системой
ценностей. Как известно, в странах ЕС приоритетной целью провозглашено
достижение всеобщего благополучия (это понятие также дает повод для
неоднозначных комментариев), тогда как такая общественная модель
содержит множество рисков и считается уязвимой. Согласно некоторым
аналитикам, в основу такого концептуального подхода заложен пример СССР,
который также стремился обеспечить социальные права своих граждан5.
Однако «европейское благополучие» (которое по своему материальному
уровню превосходит, но в некоторых принципиальных вопросах – право на
труд, бесплатное образование и здравоохранение – уступает советским
представлениям) опирается на правила «потребительского общества» (против
которого боролись в «социалистическом лагере»), со всеми вытекающими
отсюда тенденциями обесценивания духовной сферы.
В случае ЕС «доктрина благополучия» имеет также свое финансовое
выражение в лице бюджетных, порой неоправданно высоких расходов,
которые, в свою очередь, приводят к увеличению государственных долгов.
Примечательно, что до «большого кризиса» 2008-2009гг. большинство в
правительствах 14 из 27 стран ЕС принадлежало социалистам, которые
придавали большое значение тезису «благополучия». Однако экономическая
рецессия показала, что бюджетная щедрость имеет тяжелые последствия, и
сегодня в Евросоюзе - всего 5 социалистических правительств. Однако из
охвативших Европу акций социального протеста и волнений следует, что
несоциалистические и чисто рыночные подходы также чреваты рисками. Этих
рисков, возможно, даже больше, чем в случае выражения государственной
заботы, т.к. они могут привести к хаотическим ситуациям, как это
произошло в Греции. В этом плане победу социалиста Олланда в
президентских выборах во Франции следует считать закономерной и
адекватной современным европейским реалиям.
Франсуа Олланд: новые тенденции
Все члены ЕС, безусловно, имеют равные права, однако не секрет, что
некоторые из них «немного равнее, чем остальные». Речь здесь,
безусловно, идет о сверхдержавах европейского масштаба – Германии
(которую уже иногда называют IV Рейхом) и Франции. До состоявшихся во
Франции президентских выборов главы этих стран, несмотря на некоторые
разногласия, совместно разработали и стремились осуществить программу
вывода ЕС из кризиса (преимущественно по немецким рецептам), в основу
которой была положена стратегия бюджетных ограничений и экономий в
социальной сфере.
Ситуация изменилась после избрания Франсуа Олланда, который ставит
акцент не столько на экономию, политику сокращения бюджета (хотя и это
входит в планы Олланда: новоназначенный премьер министр уже заявил о
сокращении заработной платы членов кабинета на 30% и это не только пиар
акция), сколько на активизацию и обеспечение роста экономики. Состоящая
из 60 пунктов программа президента содержит довольно-таки кардинальные
положения. В частности, предполагается снижение налогообложения малых
предприятий и значительное увеличение налогов для банковской системы.
Налоги же для лиц, чей доход превышает 150 тысяч евро, составят 45%, а
при доходе выше одного миллиона – 75%. Олланд обусловливает рост
экономики развитием наукоемких производства, и в его программных
положениях подчеркивается важность пунктов о развитии науки и даже
восстановлении «научной аристократии». Весьма любопытно также намерение
Олланда создать новое европейское рейтинговое агентство, которое станет
альтернативой занимающим монопольные позиции компаниям Standart&Poors, Moody и Fitch rejtings.
Однако новации Олланда не ограничиваются только экономикой: он
намерен отредактировать подходы своего предшественника и во внешней
политике. Как известно, решением Н.Саркози в 2009г. Франция вернулась в
военные структуры НАТО6,
а в 2010г. был подписан договор с Великобританией о сотрудничестве в
военной сфере – в частности, в области разработки ядерного оружия. СМИ
назвали этот договор беспрецедентным и фактически ставшим началом
создания совместных франко - британских вооруженных сил (согласно этому
документу, стороны договорились создать 6,5-тысячные экспедиционные
силы). Олланд же руководствуется иной логикой: он не только уже выполнил
свое предвыборное обещание вывести из Афганистана французских
военнослужащих (они покинут эту страну до конца этого года), но и
предложил создать совместный франко-немецкий военный штаб. Возможно, что
это является определенным симптомом в контексте трансформации ( в
смысле- «европеизации») НАТО, и это должно совпасть с политической
линией Германии: как известно, А.Меркель достаточно сдержанно относится к
амбициям НАТО в целом и к известным развитиям в Ливии и Сирии.
Таким образом, нельзя исключать, что французская внешняя политика в
отношении североатлантической модели может измениться (или, скорее,
вернуться к подходам де Голля), что может способствовать становлению
полноценной континентальной европейской системы.
1 Черчилль У., Вторая мировая война (книга третья). – М.: Военное издательство, 1991.
2 См., например, Вишневский А., Конец североцентризма. Россия в глобальной политике, т.7, #5, с. 180. 2009.
3 Сарацин Т., Германия: самоликвидиция. – М.: РИД, 2012.
4
Следует отметить, что не все социалисты разделяют это подход, и, в
частности, вышеупомянутый Тило Сарацин был представителем
социал-демократической партии Германии.
5 http://www.rodon.org/other/mivp.htm.
6 Франция, будучи одной из 12 стран-учредителей НАТО, при президенте де Голе (1966г.) вышла из военных структур этой организации.
«Глобус» аналитический журнал, номер 7, 2012
http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6581
|