История отношений России и
Германии, 1000-летний юбилей которых отмечает выставка в Историческом
музее, убеждает, что нашим странам никуда друг от друга не деться.
Слишком многое нас связывает — гораздо больше, чем две мировые войны.
"Куда ни глянь, одни немцы в России.
Иной немец больше русского въелся в русскую землю", — писал в конце XIX
века искусствовед Дмитрий Ровинский. И действительно, в 1914 году в
стране проживало более двух миллионов выходцев из Пруссии. По своей
численности они занимали пятое место среди 110 народностей, проживавших в
то время в Российской империи.
Такая массовость возникла неслучайно. В
свое время императрица Екатерина Великая издала указ, по которому жители
европейских государств могли беспрепятственно переселяться в Россию.
Причем государство им за это еще и приплачивало — освобождало от налогов
и давало субсидии на обзаведение хозяйством.
"В Европе то чума, то холера. К тому же
там было довольно сложно найти работу. Неудивительно, что множество
немцев с радостью начали переселяться в Россию", — рассказывает Наталья
Каргаполова, куратор выставки, открывшейся в Историческом музее, —
"Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры".
Приезжали не только ремесленники,
торговцы, землепашцы, но и специалисты высокой квалификации — ученые,
врачи. В общем, тогдашние "гастарбайтеры" были преимущественно немцами. И
селились они, кстати, по всей территории тогдашней империи — вплоть до
Тихого океана.
Немецкий вклад в развитие российского
государства оказался весьма существенный. Если в светских салонах царила
мода на все французское, то в науке, образовании и государственном
управлении неоспоримое преимущество имели немцы.
"Они весьма успешно делали карьеру при
дворе — считалось, что на немцев можно положиться", — говорит Наталья
Каргаполова. Для созданной им Академии наук Петр Первый также приглашал
немецких ученых. А потом они уже приезжали сами, как, например, филолог
Василий Радлов. Увлекшись уральскими и алтайскими языками, он переехал
жить в Россию, где вместо Вильгельма стал Василием Васильевичем.
Врач Федор Геблер не смог найти работу
по специальности в родной стране и заключил шестилетний контракт с
российской медицинской службой. Со временем принял русское подданство,
увлекся наукой, став одним из знаменитых исследователей Алтая и был
принят в Академию наук.
В Барнауле, где он поселился, Федор
Геблер основал первый в Сибири музей естественной истории, для которого
заказывал чучела экзотических животных из Берлина. Кстати, Барнаул, в
котором Геблер прожил практически всю жизнь, в те времена носил гордое
звание "Сибирских Афин" — за высокий уровень развития науки и искусства.
Многие века Россию и тогдашнюю Германию
связывали крепкие торговые узы. В 1874 году эта страна даже получила
приоритет в торговле с российским государством, который долгое время
имела Англия. Кроме того, Пруссия считалась главным союзником России.
Впрочем, столь высокий статус отношений не помешал немецкому дипломату
Сигизмунду Герберштейну написать свои знаменитые "Записки о Московии",
где он вывел местных жителей чуть ли не дикарями и варварами.
Этот труд, на который впоследствии
ссылались большинство авторов, писавших о России, стал весьма популярен в
Европе. Но у немцев сохранились о русских и другие воспоминания. "В
эпоху антинаполеоновских войн немцы страшно боялись входа войск атамана
Платова.
Каково же было их удивление, когда
"ужасные казаки" оказались галантнейшими кавалерами. Местные жители
оставили о них немало восторженных отзывов", — рассказывает Наталья
Каргаполова. Правда, эти отзывы хранятся в архивах и почему-то
совершенно неизвестны широкой читательской аудитории.
На открытии выставки в Историческом
музее прозвучала мысль, что русский и немецкий народы на самом деле
очень близки. Бесспорно, доля истины в этом есть. Но эта близость
все-таки имела вполне конкретные границы.
Хотя все приезжающие в Россию немцы
присягали на верность российскому царю, полной ассимиляции от них никто
не требовал. Кто-то из них менял фамилию на русскую и переходил в
православие. Но многие сохраняли и веру, и обычаи. Причем даже селились
немцы всегда отдельно — как в больших городах (вспомним хотя бы
московскую немецкую слободу, куда любил ходить Петр Первый), так и в
сибирских землях, создавая свои поселения. Там у них все было по-своему:
школы с преподаванием на немецком, свои газеты, свои праздники, не
говоря уж о кухне.
"В начале XX века в газетах даже
развернулась широкая полемика по поводу этой обособленности немцев —
стоит ли им ее позволять", — рассказывает Наталья Каргаполова. Чем
закончилась эта дискуссия, известно — Первой мировой войной.
Неудивительно, что и русские, в свою
очередь, относились к немцам, пусть и долго прожившим в России, если не
как к чужим, то все-таки как к каким-то другим людям. Известная
поговорка "что русскому здорово, то немцу смерть" тоже не на пустом
месте появилась.
Может, поэтому самым популярным немецким
героем в России оказался барон Мюнхгаузен. Именно этому литературному
персонажу установлены два памятника на территории России — в Москве и
Калининграде, один на Украине еще во времена Советского Союза и еще один
недавно появился в Приднестровье. Реальный прототип героя в свое время
15 лет прослужил в России в первой половине XVIII века. И основная часть
рассказов о нем как раз и посвящена этому периоду его жизни.
Ну, а популярность Мюнхгаузена в России,
видимо, объясняется просто: он всегда умел "вытащить себя за волосы" из
самой, казалось бы, безвыходной ситуации. Неудивительно, что именно эта
черта, может, и не вполне характерная для большинства немцев, так
полюбилась русским.
http://www.pravda.ru/world/europe/european/21-06-2012/1120035-rossia_germania-0/
|