Тянущаяся второй месяц вялотекущая война нервов между Пекином и Ханоем,
спорящих за морские нефтегазовые месторождения, вступила в новую фазу
после того, как индийская нефтегазовая компания ONGC объявила, что
продолжит геологоразведочные работы на вьетнамском шельфе вопреки
угрозам китайской стороны. Речь идёт о шельфе Южно-Китайского моря, где
предположительно аккумулировано 30 млрд. тонн нефти и 16 триллионов
кубометров природного газа. Конфликт вышел на поверхность после того,
как китайская нефтекомпания CNOOC объявила тендер среди иностранных
компаний на разработку девяти разведочных блоков в этой акватории,
простирающейся на 160.1 тыс. кв. километров.
Эти девять участков, по заявлению главы PetroVietnam До Ван Хау,
«расположены глубоко внутри континентального шельфа Вьетнама». МИД
Вьетнама расценил приглашение Китая к иностранным инвесторам как угрозу
суверенитету. Состоялся обмен резкими дипломатическими нотами.
Действия Пекина продиктованы понятным беспокойством из-за положения на
Ближнем Востоке, откуда в Поднебесную поступает основной поток импортных
углеводородов. Идет поиск альтернативных источников нефти и газа. В то
же время вьетнамцы бурят на разведочных блоках в Южно-Китайском море
давно, причем выдали долгосрочные лицензии иностранным партнерам, среди
которых фигурируют американская ExxonMobil и российский «Газпром». А это
уже - интернационализация конфликта между Пекином и Ханоем.
Китайская CNOOC приглашает зарубежный капитал поделить с ней блоки
128-132 и 145-156, но предыстория вопроса состоит в том, что Газпром с
2007 года приступил к работам на четырех блоках во Вьетнаме в рамках СП с
PetroVietnam, а в октябре 2008 года подписал нефтегазовый контракт по
блокам 129, 130, 131, 132 континентального шельфа Республики Вьетнам
сроком на 30 лет. Недавно, в апреле 2012 года, Газпром и PetroVietnam
договорились о вхождении российской монополии в проект по совместному
освоению лицензионных блоков 05.2 и 05.3.
Китай выступает в роли догоняющего, но действует масштабно и
напористою. В мае CNOOC впервые занялась глубоководным бурением в
Южно-Китайское море, обозначила территорию первой нефтедобывающей
платформы (стоимостью порядка миллиарда долларов). На начальном этапе
освоения китайские добытчики пребывают в прибрежной зоне, но вскоре явно
расширят географию поиска.
По всей видимости, помимо Вьетнама, Китаю предстоит выяснение отношений
со всеми государствами, которые имеют легальные основания претендовать
на запасы этого шельфа, — с Тайванем, Малайзией, Брунеем и Филиппинами.
Острова Спратли и Парасельские острова издавна являются предметом
территориальных споров. Попытки уладить дело уже предпринимались.
Последняя по времени относится к 12 июня, когда на совещании
руководителей внешнеполитических ведомств КНР и государств АСЕАН
договорились разработать юридически обязывающий свод правил для
определения государственной принадлежности островов в этом бассейне.
Несмотря на это, Пекин 23 июня объявил о тендере, что подрывает шансы
на успех дипломатического диалога. Возможно, Китай рассматривает
предполагаемую договоренность со странами АСЕАН (Вьетнам присоединился к
этой организации в 1995 году) по разрешению территориальных споров как
слишком отдаленную перспективу, а обеспечивать непрерывный и все
возрастающий в объемах поток энергоносителей нужно не завтра, а уже
сегодня.
Каждая из сторон может апеллировать к Конвенции ООН о морском праве
1982 года, предусматривающей право государств разведывать и
разрабатывать полезные ископаемые на расстоянии до 200 морских миль от
берега в статусе исключительной экономической зоны (имеются в виду воды,
морское дно и его недра). Неудивительно, что более 100 государств
определили свои зоны шириной в 200 миль. В тех случаях, когда эти зоны
накладываются друг на друга, спор неизбежен.
Реальный способ преодолеть конфликты - найти компромисс через «размены»
или совместную эксплуатацию. Кстати, вьетнамская PetroVietnam и
китайская CNOOC уже взаимодействовали, совместно работали над проектами
нефтегазодобычи в северной части Тонкинского залива. В целом у
PetroVietnam значатся партнерами около 60 иностранных компаний. В разгар
нынешнего летнего обострения вьетнамцы снова повторили, что они
приглашают китайцев к сотрудничеству, но только в качестве иностранных
инвесторов наравне с другими.
В прошлом году произошло противостояние китайских и вьетнамских судов в
районе разведочных блоков. Обошлось без жертв, но осадок остался.
Попутно продолжалась информационная кампания, показывающая наличие
территориального спора между КНР и Вьетнамом. Ханой это отрицает. Его
точка зрения — спорить не о чем, это только экономическая зона Вьетнама.
Пекин продолжает давление на потенциальных партнеров вьетнамских
нефтяников и газовиков, но прямого давления на «Газпром», например, пока
не наблюдается.
В актив пекинской энергетической дипломатии можно занести то, что
British Petroleum (BP) вняла уговорам и не стала рисковать — отказалась
от участия в геологоразведочных работах в Южно-Китайском море. Однако
американская ExxonMobil её примеру не последовала.
В этом свете решение индийской ONGC не отступать под угрозой ухудшения
отношений с Китаем и продолжить сотрудничество с Вьетнамом на блоке 128
выглядит актом холодной войны за энергоресурсы. В 2011 году Китай
предупредил ONGC: ее разведывательная деятельность на вьетнамском шельфе
нарушает суверенитет КНР и потому является незаконной. В мае 2012 года
замминистра нефтяной промышленности Р.П.Н. Сингх заявил в парламенте,
что ONGC выйдет из проекта по причине его «коммерческой
нецелесообразности». И вот разворот на 180 градусов.
Впрочем, похоже, что индийцы застраховались от ухудшения отношений с
китайцами: в июне ONGC подписала меморандум с китайским нефтегазовым
гигантом CNPC о совместных поисках ресурсов в третьих странах и
расширении сотрудничестве в переработке нефти и газа, строительстве и
управлении трубопроводами и т.д. Быть может, имеет место взаимозачет
интересов, но не исключена и более крупная игра.
Здесь надо учесть два обстоятельства: во-первых, у Индии давний
территориальный спор с Китаем по поводу границы, проходящей по Гималаям.
Во-вторых, в последние годы Индию тонко обхаживают страны Запада,
особенно США, с очевидной целью превратить ее в фактор «сдерживания»
Китая.
Возможно, что решение столбить место на вьетнамском шельфе было принято
не самой ONGC (она является государственной компанией), а на уровне
индийского политического руководства и с подачи США. Директор Института
национальной энергетики Сергей Правосудов уверен, что «американцы
целенаправленно делают так, чтобы были проблемы у тех стран, откуда
Китай получает нефть. Иран, Судан, Ливия, некоторые другие страны. Смысл
их действий на шахматной доске — сузить противнику поле для маневра. То
есть перекрыть источники поставок нефти в Китай».
Это означает, что в случае лобового столкновения за энергоресурсы,
затрагивающего напрямую интересы самой крупнейшей в мире энергетической
компании ExxonMobil, Вашингтон будет действовать решительно. Не случайно
Барак Обама объявил о смещении акцентов во внешней политике США на
Азиатско-Тихоокеанской регион. С учетом имеющихся у США соглашений о
военной помощи Японии и Тайваню, американцы станут действующими лицами
любых дипломатических сшибок и тем более вооруженных провокаций.
Понятно также, что география потенциального конфликта вряд ли
ограничится Южно-Китайским морем. За примерами далеко ходить не надо.
Обнаруженные у побережья Израиля месторождения природного газа стали
объектом притязаний Ливана. Как следствие, один из командующих ВМС
Израиля заявил: «Зона, которую нужно оборонять, огромна. Стратегия
заключается в том, чтобы наращивать там наше военное присутствие и
увеличивать средства сдерживания. На кону стоят стратегические интересы
Израиля, и правительство прекрасно это понимает». Как поясняет
французская «Трибюн», «Израиль, еще не начав разрабатывать огромные
месторождения природного газа, обнаруженные у его берегов, усиливает
военную группировку, которая должна защищать их от атак
средиземноморских соседей». Для оценки масштаба проблемы: акватория,
которую предполагается защищать, составляет 44 тысяч квадратных
километров, что вдвое превышает территорию Израиля.
А еще в Восточном Средиземноморье тлеет конфликт вокруг запасов углеводородов на шельфе
Кипра.
На них претендует Турция - на основании того, что они располагаются в
экономической зоне никем не признанной (кроме Анкары) «Турецкой
республики Северного Кипра».
…По мере истощения старых залежей углеводородного сырья и неуклонного
удорожания разработки новых месторождений конфликты вокруг права
собственности, в том числе и на спорные участки, становятся рутиной.
Множатся случаи, когда в ход пускается оружие. Случаются и
осуществляемые с санкции политического руководства отдельных государств
рейдерские захваты. Потребности нефтегазовой энергетики всё больше
определяют ход мировой политики.
Вадим ВИХРОВ