|

Центральная площадь Рамаллы аль-Манара /Agentura.Ru/
|
|

На аль-Манаре теперь портреты Арафата соседствуют с Насраллой /Agentura.Ru/
|
|

Дженин /Agentura.Ru/
|
|

Абдель-Малик показывает дом, где рос Абдалла Аззам /Agentura.Ru/
|
|

Абдель-Кадр Аззам /Agentura.Ru/
|
|

Абдель-Кадр с семьей. На стене - портрет Абдаллы Аззама /Agentura.Ru/
|
|

Абдалла Аззам /Agentura.Ru/
|
|

Племянник Аззама - профессор исламской культуры Ахмад Аззам /Agentura.Ru/
|
|

Мечеть Абдаллы Аззама в Силат-аль-Хартия /Agentura.Ru/
|
|

Силат-аль-Хартия / Agentura.R
|
Еще в Ливане нам стало ясно, что в результате этой войны
лидер " Хезболлах" Хасан Насралла стал популярен не только на Ближнем Востоке,
но и среди всех мусульман. Есть повод задуматься. Да, на юг Ливана вошли
регулярные части и миротворцы, да, снята блокада. Но тем временем продолжаются
боевые действия на другом фронте - в секторе Газа и на Западном берегу реки
Иордан, где израильтянам противостоит организация "Хамас", которая первой, чуть
раньше " Хезболлах", похитила израильского солдата. И в столице Палестины
Рамалле портреты Насраллы теперь встречаются не реже, чем Ясира Арафата.
"Хамас", их политические соперники из ФАТХ и израильский спецназ
- далеко не единственные силы в Палестине. Ситуация представляется весьма
запутанной, противоречивой и взрывоопасной. Чтобы разобраться в ней, мы
накануне пятой годовщины терактов 11 сентября отправились в глухую палестинскую
деревню к северо-западу от Дженина, где живет семья Абдаллы Аззама - духовного
учителя Усамы бен Ладена. Многие из родственников Аззама по-прежнему в центре
событий, происходящих в исламском мире.
- Что вы делали в Ливане? А в Сирии? Вы с этими… товарищами
что-то обсуждали перед командировкой в Израиль? - сотрудник безопасности
схватил наши документы и пошел искать старшего. В итоге люди из авиакомпании
"Эль Аль", обнаружив в наших паспортах ливанские визы, проверяли нас в течение
трех часов, раздев догола, а потом провели под конвоем на борт самолета.
В Палестину попасть оказалось намного проще. На блокпосте
Каландия под Иерусалимом обошлось даже без проверки документов. Через двадцать
минут мы уже въехали на центральную площадь Рамаллы - Аль-Манара, увешанную
плакатами Арафата и Насраллы.
Силат-аль-Хартия , где живет семья духовного учителя бен
Ладена, находится примерно в 70 км от палестинской столицы. Село, расположенное
в окрестностях
города Дженин, пользуется дурной славой среди израильтян,
считающих его гнездом исламистов. Вообще-то и сам Дженин, в котором живут не
больше 35 тысяч человек, - населенный пункт довольно опасный: израильский
спецназ заходит сюда каждую неделю. Это единственное место на Западном берегу,
откуда год назад Израиль вывел всех своих поселенцев, и это при том, что на
Западный берег, в отличие от Газы, приехали люди идейные, для которых
библейские Иерихон и Вифлеем имеют не только символическое значение, - так что
вынудить их уйти отсюда крайне трудно.
В результате все палестинское население этих краев на особом
счету у Израиля: даже для поездки в Рамаллу им требуется специальное
разрешение, не говоря уже о Иерусалиме. Перестрелки с израильтянами, которые
считают Дженин и его окрестности базой для террористов, происходят постоянно:
последняя - за день до нашего приезда.
Гористый ландшафт и оливковые рощи на подъезде к Дженину
настраивают на миролюбивый лад. Здесь нет даже израильских блокпостов, которые
выставлены вокруг поселений по всем дорогам Западного берега. В самом городе
так жарко, что кажется, дома из простого тесаного камня вот-вот треснут. На
улицах развешаны желтые флаги ФАТХ и зеленые - "Хамас".
В Израиле нам рассказывали, что здешние нравы так же
патриархальны, как в Кабуле при талибах. Но в кафешке, где вместе с
проводниками из ФАТХ мы ждем ответа от Аззамов, чай подает официантка в джинсах
и белой рубашке. На стене кафе - фотографии детей, погибших от израильской
бомбежки в ливанском городе Кана, кадры из разрушенного Баальбека и из тюрьмы
Гуантанамо. С политинформацией здесь все в порядке.
В кафе входит мужчина в костюме, нам его представляют как
местного судью по уголовным делам. Спрашиваем:
- И какие тут преступления популярны?
- В основном мелкие, организованной преступности у нас
совсем нет, - улыбается судья.
Село Силат-аль-Хартия, в которое нам нужно попасть, даже на
фоне Дженина - особенное место. Визитов европейских журналистов местные жители
припомнить не могут. Периодически армия противника сносит здесь дома, которые,
по данным израильтян, принадлежат сторонникам радикальной организации
"Исламский джихад".
В апреле прошлого года израильтяне арестовали в селе
сбежавшего из тюрьмы члена этой группировки Муханада Зияда; в августе 2005-го
взяли 11 членов "Хамас ", наладивших производство корпусов для ракет "Кассам"
(пока палестинцам удается запускать "Кассамы" только из сектора Газа, и 11
умельцев вполне могли "исправить" эту "недоработку"). В январе 2006 года тут
был схвачен Хасин Джардат, глава "Исламского джихада" в Дженине, которого
считают причастным к организации атак шахидов на израильские города.
Во время нынешнего кризиса село вновь "отличилось": 27 июня
здесь были пойманы три члена "Исламского джихада", на следующий день -
перестрелка с солдатами израильской армии ЦАХАЛ, 6 августа в селе убили одного
из лидеров военизированной группировки "Батальоны Аль-Кудс", а 23 августа снова
появились израильские десантники и застрелили одного из лидеров того же
"Исламского джихада".
Но на весь мир Силат-аль-Хартию прославил другой уроженец
села - Абдалла Аззам, духовный учитель Усамы бен Ладена. Именно он создал
"Арабский легион", воевавший в Афганистане против советских войск. В 1985 году
вместе с бен Ладеном он организовал "Бюро по услугам" - "Мактаб Аль-Хидамат",
которое координировало весь поток арабов, приезжавших на помощь афганским моджахедам.
Именно Абдалла Аззам сформировал идеологию "Аль-Каиды" как движения глобального
джихада. В 1989 году вместе с двумя сыновьями он погиб в Пешаваре при
загадочных обстоятельствах.
На Ближнем Востоке человек ничто без своей семьи, и многие
члены клана Аззамов еще в начале 80-х последовали за Абдаллой в Афганистан.
Десять лет назад, в 1996 году, они вернулись в родное село.
В Дженине память Абдаллы Аззама чтут: в центре лагеря
беженцев (а такие лагеря - основная кузница кадров для всех палестинских группировок)
- мечеть его имени.
Семья не утратила связи с "Аль-Каидой": именно сын Абдаллы
Аззама Хутайфа объявил полгода назад от имени < Аль-Каиды> об отстранении
ныне покойного аз-Заркави от руководства действиями группировки в Ираке.
Собственно, теперь понятно, почему в селе не слишком ждут
журналистов: когда родственники Абдаллы Аззама , многие из которых остались
последователями идей глобального джихада, соглашаются общаться с прессой, то
предпочитают давать интервью на территор ии Иордании. Так что шансов у нас
немного, но нам везет.
Скромное белое здание на окраине села, над железными
воротами - цитата из Корана. Это дом брата Абдаллы Аззама - Абдель-Малика. Село
большое - около 9 тысяч, но этот дом тут знает каждый. Именно здесь и вырос
Абдалла Аззам. Абдель-Малик приветлив и приглашает на кофе, но мы идем в дом по
соседству - к Абдель-Кадру , старшему брату Абдаллы. Босой Абдель-Кадр
встречает нас у ворот и проводит в гостиную с большими мягкими диванами. На
стене - портрет Абдаллы Аззама с двумя погибшими сыновьями. Молча мы ждем еще
одного представителя клана - племянника Абдаллы.
Через пять минут стремительно входит доктор Ахмад Саид Салех
Аззам, профессор исламской культуры в дженинском филиале университета Аль-Кудс.
Жизнерадостный полный мужчина лет сорока пяти в белом дишдаше (арабской длинной
рубашке) и арабском платке, перетянутом игалем (черным шнуром), усаживается в
роскошное кресло. Нам объясняют правила: сначала нам расскажут о детстве Аззама
до 19 лет (то есть пока он жил в Силат-аль-Хартия ) и лишь потом - об афганском
периоде. Сразу становится ясно, кто здесь главный - племянник, сопровождая
рассказ отработанными жестами, выдает нам апокрифичную версию жизни Аззама:
- Когда все шли гулять, он шел учиться, когда все шли
развлекаться, он читал Коран. В 1967 году он бежал от израильтян, его схватили
на границе и стали обыскивать, а в его кармане лежал Коран, но он не позволил
дотронуться до него неверным, хотя его могли застрелить. Иорданцы не позволили
ему воевать с Израилем, и он уехал учиться в Дамаск, а потом в Египет.
Вернувшись в Иорданию, Абдалла основал движение < Каваид-аль-Шуйюх> для
борьбы с Израилем.
- Кто его тогда поддерживал?
- ФАТХ поддерживал, но тайно. Однако в 1969 году он оставил
военный путь и начал преподавать в Университете короля Азиза в Иордании. Почему
не спрашиваете, отчего он перестал воевать?
- Хорошо, спрашиваем.
- Потому что тогда начались столкновения палестинцев с
иорданцами, а Абдалла Аззам не хотел, чтобы мусульмане воевали с мусульманами.
Тем временем нас угощают сначала кофе, потом чаем, а затем -
кока-колой. Американская продукция здесь явно не под запретом. Ирина под
благовидным предлогом проходит на женскую половину дома, где встречает двух
дочерей Ахмада Аззама в джинсах и майках. Обе девушки - студентки, но без
платка из дома не выходят.
Беседа продолжается:
- А сколько человек из семьи вернулись из Афганистана в
село?
Этот вопрос доктор Ахмад Аззам предпочел не заметить. Хотя
потом мы выяснили, что и сам он окончил университет Синд в Пакистане.
- Сколько сейчас человек из клана Аззама живет в селе?
- Около 150, наверное. Но часть семьи живет в Иордании.
- Почему он решил ехать в Афганистан?
- Он думал и про Йемен, и про Палестину. Но однажды он гулял
по Мекке и встретил Умара Тильмисани - мужа сестры Саида Кутба ( Кутб - один из
крупнейших идеологов организации "Братьев-мусульман", его повесили в 1966 году
в Египте за покушение на президента Насера. - Авт.). А Саид Кутб был большим
авторитетом для Абдаллы Аззама. И Тильмисани сказал ему - иди в Афганистан. А
тут так совпало, что Университет имени короля Абдель Азиза в Джидде (кстати,
именно этот университет в 1979 году окончил бен Ладен. - Авт.) как раз решил
направить своего преподавателя в Пакистан, и Абдалла Аззам понял, что это -
воля Аллаха. Когда он приехал в Пакистан, то день работал в университете, а
день готовил моджахедов.
Но вскоре его уволили, и тогда он нашел поддержку у
благотворительного общества "Рабитат аль-ам-Ислами " из Саудовской Аравии.
Абдалла Аззам учил моджахедов воевать с русскими войсками. Но Абдалла Аззам
всегда говорил, что только саудиты, но не США, поддерживали моджахедов!
Несмотря на то что нас заранее предупредили: вопросы про
"Аль-Каиду" лучше не задавать, мы все-таки решили попробовать.
- Как Абдалла Аззам познакомился с бен Ладеном ?
Брат и племянник сразу начинают бурно обсуждать что-то друг
с другом, и переводчица предпочитает нам эту беседу не переводить.
- Что между ними произошло, точно никто не знает, все
говорят разное, а мы при этом не присутствовали. Аззам был учителем бен Ладена,
это точно, все остальное обросло слухами.
Племянника прерывает брат - Абдель-Кадр:
- Бен Ладен был совершенно другим, чем Аззам. Но теперь
американцы считают Дженин местом, где родился терроризм. А почему? Просто
потому, что Аззам помогал в борьбе своим братьям.
Пытаемся зайти с другой стороны:
- А какое будущее видел Аззам для Афганистана?
- Он хотел, чтобы Афганистан стал центром Исламского
халифата (Исламский халифат - предполагаемое объединение всех мусульман в
единое государство от Индонезии до Сомали, живущее по законам шариата. - Ред.).
И все говорит в пользу этого: и история, и географическое положение этой
страны, защищенной от внешнего врага горами.
:В этот момент переводчица вышла на пару минут, и племянник
незамедлительно воспользовался ситуацией: сидящим рядком на диване четверым
фатховцам пришлось выслушать целую речь Ахмада Аззама о том, как страдают
мусульмане по всему миру: звучат названия Турции, Чечни, Ирака, Афганистана.
Потом беседа продолжается:
- Кто-то из членов их семьи был арестован?
- Хасана, внука брата Абдаллы Аззама, арестовали два месяца
назад на 35 дней. Он приехал сюда из Иордании на свадьбу, а израильтяне хотели
выяснить, чем он тут собирается заниматься. Мой брат просидел в тюрьме 10 лет
за то, что встречался с Абдаллой Аззамом в Афганистане. Сын старшего брата
Малика был арестован в Пакистане в 2002 году, где он работал учителем в
медресе, и попал на два года в Гуантанамо, - отвечает племянник.
- Что вы думаете о нынешней политической ситуации?
- "Хамас" и ФАТХ преследуют одну и ту же цель - вернуть
Палестину палестинцам. <Хамас> хочет исламского пути, ФАТХ - светского, и
это приводит к борьбе внутри палестинцев. Но большая ошибка - бороться друг с
другом. Абдалла Аззам всегда говорил, что мусульмане никогда не должны убивать
мусульман, что борьба друг с другом - это подарок Израилю. Я, например,
поддерживаю <Хамас>, но это не значит, что я против ФАТХ.
Тут Ахмад Аззам весело рассмеялся и снова посмотрел на
присмиревших фатховцев .
Пора было уходить. Напоследок Ахмад Аззам сообщил, что ему
понравились наши вежливые манеры, и тут же предложил подумать над переходом в
ислам. Чтобы выкрутиться из неловкой ситуации, мы пообещали для начала заняться
изучением арабского.
Уже выйдя из дома Абдель-Кадра, слышим на улице стук
молотков - метрах в 70 от дома идет работа на стройплощадке большой мечети, над
которой развиваются зеленые флаги "Хамас ", - мечети в честь Абдаллы Аззама.
Здания начали строить совсем недавно. И мы вспоминаем слова бригадира Службы общей
разведки в секторе Газа Мохаммеда аль-Массри: "Людей из "Аль-Каиды" у нас еще
нет, но последний кризис уже привел к появлению здесь идей "Аль-Каиды"".
|