В марте 2004 г. Тревертон вместе с
Сарой Дэйли и еще тремя сотрудниками RAND подготовили по
заказу Пентагона доклад "Координация войны с терроризмом", который был
большей частью посвящен только что созданному Объединённому центру по борьбе с террористическими угрозами в вопросе
организации "координационного процесса" в системе исполнительной власти. Г-н
Тревертон комментирует проблему обмена разведданными, связанными с терроризмом:
-
Насколько я понимаю, США, Великобритания, Канада, Австарлия и новая Зеландия имею
давнюю систему обмена разведданными. Как она изменилась после терактов 11 сентября?
- Я думаю, все эти конкретные планы по
сотрудничеству, давно уже существующие и оформленные, были продолжены и
возможно даже усилены. Однако они намного более специфичны, чем то, в каком
ключе мы их рассматриваем - отслеживание конкретных террористических групп и
террористических лидеров. Как мне кажется, если эти связи затрагивают также
уровень полиции и магистратов, они были, конечно, усилены, если мы говорим об
остлеживании конкретных групп. Но я предполагаю, что в этом случае немногое
изменилось. Что действительно изменилось, в более общем случае, это то, что
количество партнеров, с которыми США обменивается разведданными, после 11
сентября резко увеличилось.
Например, бывший директор ЦРУ Джордж
Тенет говорил, что мы обмениваемся информацией с 20, скажем так, специфическими
государствами, включая Сирию и Сомали, соглашения с которыми предусматривали
немного информации об этом и чуть-чуть о том, что совершенно не похоже на
взаимоотношения с нашими традиционными друзьями. Но меня поражает то, что
немедленно после 11 сентября все спецслужбы стали нуждаться в обмене
информацией. Так что мы ушли от нашего обычного, принятого до 11 сентября
варианта, когда мы неохотно делились серьезной информацией, к варианту обмена,
который, например, теперь запущен с Германией.
-
Было ли создание таких центров, как британский Joint Terrorism Analysis Center или американский National Counterterrorism Center прямым результатом 11 сентября?
- У нас был контртеррористический центр
уже длительное время. Но он был центром ЦРУ, и его функции больше включали
операции или поддержку операций. После 11 сентября, мы создали первый Terrorism Integration Center, который
впоследствии был переделан в National Counterterrorism Center. Я думаю, что это произошло не только из-за конкретно обмена
информацией, но просто из-за увеличения важности угрозы. То же самое
справедливо для британской стороны. Традиционно же, у нас было, как ни странно,
больше обмена информацией на уровне
добывании разведданных, нежели анализа. В большей степени именно сбор
информации включался в обмен. Я предполагаю, если говорить о войне с
терроризмом, что большая часть информации, которой мы обмениваемся, находится
где-то посередине между чистым добыванием и аналитикой.
-
Насколько официально такого рода сотрудничество между странами?
- Традиционный обмен раньше
осуществлялся не между центрами, как британский Joint Terrorism
Analysis Center или наш National Counterterrorism Center, а между
разведывательными службами. В течение многих лет Агентство национальной
безопасности
NSA и его британский партнер GCHQ вместе занимались радиоэлектронной
разведкой, действуя
фактически как совместное предприятие. Такая тесная координация между
нами и
британцами была характерна исключительно в области радиошпионажа. Но
там
взаимоотношения выстраивались десятилетиями, они более формализованы.
То что
происходит сейчас, это что все создают новые институты для анализа и
поддержки
операций в войне с террором... но здесь сотрудничество пока намного
менее
формализовано.
-
Насколько эффективно совместное отслеживание терроризма, осуществляемое после
11 сентября?
- Хороший вопрос. Я не уверен, что был
бы ответ, если бы вы спросили насколько хорошо мы в США соединяем в единое
целое наши списки разыскиваемых и т.п. Я думаю, что ответ тут - пока не
потрясающе. Это что касается обмена внутри США. Итак, а что же получается
лучше? Я думаю , лучше выглядит международный обмен. Есть ли тут путь для
развития? Я думаю, что тут есть длинный путь, и очевидно все мы озабочены
нарушениями гражданских прав в том, что мы делаем внутри стнаы, со всем
уважением к междуродному сотрудничеству.
-
Как англосаксонские страны координируют борьбу с терроризмом с европейскими
странами, с которыми нет традиции обмена развединформацией (например, с
Испанией)?
- Тут важны две вещи. Первое, это что
европейцы через ЕС и другие оранизации в ЕС усилили сотрудничество внутри
Европы. А чисто на оперативном уровне, соотрудничество между нами и испанцами,
насколько я понимаю, резко усилилось. Вы читали, наверное, статьи о том, как
нью-йорский департамент полиции послал своих людей сразу после взрыва в Мадриде
чтобы посмотреть, чему они могут научиться для Нью-Йорка... В этом случае я
думаю, что сотрудничество на уровне обмена информацией также усилилось.
- Как
вы считаете, какую роль должна играть Россия в в этой международной системе
обмена развединформацией?
- Конечно, в этом обмене ей отводится
важная роль, которая, как я предполагаю, будет постоянно расти. Это, кстати,
также показывают ограничения, которые мы видим. Каждая страна, очевидно, имеет
свои собственные интересы в этом обмене. И до тех пор, пока интересы русских не
будут простираться дальше Чечни, это очевидно составляет некоторые проблемы для
нас и других других участников обмена.
Но я думаю, то, что произойдет с такими
странами, как Россия и даже со странами, которые находятся в категории "менее
дружественных" - мы будем сотрудничать в этой области, где мы имеем общие
интересы по части террористических групп и террористических угроз. Но
определенные ограничения тут сохранятся.
|