Крым
включён в Русскую ойкумену уже не одно столетие. За эти годы
крымско-татарское население так и не интегрировалось окончательно в то,
что принято называть Русским миром. Были среди крымских татар советские
генералы и царские гвардейцы, но гармоничного массового вживления этого
народа в единую идеологически среду Русского мира не произошло.
Напротив, молчаливое противостояние продолжается. Все идеи,
комплиментарные русскому сознанию, не резонируют с крымско-татарскими
этническими установками. Но,
всё-таки, дело тут не столько в крымско-татарском этническом сознании
(хотя и в нём тоже), сколько в упорном нежелании крымско-татарских
лидеров вести конструктивный диалог с Россией и русскими. Геронтократы
из меджлиса, не желая терять доступ к местной кормушке и западным
грантам готовы цинично предавать интересы собственного народа в угоду
собственной алчности. За интересы крымских татар они выдают собственное
неумное желание вражды с русскими и стремление к сохранению атмосферы
перманентного противостояния. Если
бы меджлис изъявил желание, он мог бы запросто сменить тональность
своих антироссийских заявлений. Это привело бы к моментальному
оздоровлению общественно-политической ситуации в Крыму, и спаду
крымско-татарско-славянского напряжения. В качестве идеологической
платформы, на которой осуществилось бы такое примирение, может выступить
идеология евразийства, обретающая в наше время второе дыхание. Какие положения евразийства могли бы гармонировать с крымско-татарским патриотизмом? Первое, и самое основное -
это дружественный настрой евразийцев к тюркам вообще, и к Турции, в
частности. Евразийцы понимали важность образования геополитической оси
Москва – Анкара. Поэтому в современной Турции есть стойкие последователи
евразийской идеологии. Почему бы им не быть в крымско-татарской среде? Турция
для крымских татар – бессменный культурно-политический ориентир.
Союзнические отношения между ними – постоянный фактор истории.
Евразийцы, как и крымские татары, в Турции хотели бы видеть союзника. Второе:
евразийство – это своего рода стратегический союз Леса (русские и
финно-угры) и Степи (тюрки). Первые евразийцы (в 1920-х гг.) в
политическом слиянии Леса и Степи видели предпосылки появлению
могущественной Российской империи, для которой тюрки не были чужаками
(поволжские татары, башкиры, горцы Кавказа). Именно дуумвират Леса и
Степи (т.е. русские и финно-угры + тюрки) даёт на выходе то, что мы
называем Россией. В этом её сила. Крымские
татары – тюркский этнос, который может чувствовать себя комфортно в
лоне евразийства, тем более что евразийцы выступали за сохранение
и сбережение всех культур и народностей, вмещаемых Российской империей,
и, позже, СССР. «Цветущая многосложность» - вот их формула решения этнорелигиозного вопроса. Крымских
татар с их богатой историей набегового хозяйства, которым они жили не
одно столетие, можно смело отнести к народам Степи. Степь, как и Лес,
участвует в становлении и укреплении России. Третье: горы в жизни крымских татар не играют заметной роли, в отличие от кавказцев. Бывший чеченский полевой командир Хож-Ахмет Нухаев (оставим пока в стороне иные аспекты его деятельности),
являясь сторонником континенталистского пути развития России, и
евразийства, в книге «Вашингтон или Ведено» предложил в геополитическую
диаду «суша-море» ввести третий элемент – горы, как символ высшего
сосредоточения Традиции, которая противостоит глобализму и атлантизму.
Противостояние чеченцев и славян имеет более долгую и кровавую историю,
чем противостояние славян с крымскими татарами. Но гибельность для обеих
сторон этого противостояния очевидна, что и отмечал Х.-А. Нухаев. Если в
среде чеченских боевиков нашёлся тот, кто взялся за переосмысление и
подгонку евразийских постулатов для чеченцев и их мировоззрения, такой
же человек может появиться и в крымско-татарской среде. Четвёртое: Эренжен Хара-Даван,
калмыцкий евразиец первой половины ХХ в., в статье «Евразийство с точки
зрения монгола» обосновал привлекательность евразийской идеологии для
калмыков и монголов. Крымские татары и калмыки – люди разных
рас и культур (предки крымских татар в союзе с русскими воевали с
монголами), но и те, и другие – люди Степи. Рамки евразийства настолько
широки, что в них поместится и буддийская культура калмыков, и исламская
культура крымских татар. Пятое:
в истории крымских татар был человек, которого можно считать предтечей
крымско-татарского евразийства. Это крымско-татарский национальный
герой Исмаил Гаспринский. В произведениях
«Русско-восточное соглашение: заметки и пожелания» (1896) и «Русское
мусульманство: мысли, заметки и наблюдения» (1881) он провозглашает
тезисы, очень близкие к тем, которые позже, в 1920-х гг., лягут в основу
евразийской идеологии (геополитическая необходимость славяно-тюркского
союза). Шестое: приятие
крымскими татарами евразийства невозможно не в силу каких-то этнических
особенностей (евразийцы есть даже в Польше, далёкой от русофильства), а
по причине антикрымско-татарской деятельности крымско-татарского
меджлиса, намеренно ведущего свой народ к конфликту со славянским
населением полуострова. И даже слова и мысли И. Гаспринского меджлис
умудряется извратить до неузнаваемости, потому что личные интересы
меджлисовцев не предусматривают мирного сосуществования крымских татар с
их соседями. Владислав Гулевич
|