28
апреля 2011 года 30-летнему журналисту Юрию Синодову позвонил сотрудник
Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ. Синодов -- владелец и
главный редактор сайта Roem.ru, специализирующегося на освещении рынка
интернет-компаний и социальных сетей, и сотрудник ФСБ попросил его
раскрыть данные одного из авторов сайта, писавшего о внутреннем
конфликте в "Одноклассниках”.
К Синодову уже обращались с такими вопросами в 2007 году, и на этот раз
он решил потребовать официального подтверждения. Вскоре он его получил –
в виде запроса с гербом ФСБ с адреса cybercrime@fsb.ru, за подписью
руководителя одного из подразделений ЦИБ Сергея Михайлова.
Тогда Синодов обратился в Управление собственной безопасности ФСБ с
просьбой проверить, является ли такое внимание к авторам его сайта
законным. В ответе первого заместителя Оперативного управления ЦИБ А.
Лютикова утверждалось, что запрос легитимен и носит справочный характер.
Синодов на этом не остановился, и задал тот же вопрос Генпрокуратуре.
Ответ был совершенно неожиданным: проведенная проверка установила
нарушение закона "Об оперативно-розыскной деятельности” сотрудниками
ЦИБ, и руководству ЦИБ уже указано о недопустимости нарушений закона.
После этого Синодов с чистой совестью выложил свою переписку с ФСБ и Генпрокуратурой на сайт.
По его мнению, интерес ФСБ объясняется тем, что офицеры, скорее всего,
были использованы сотрудниками частных компаний, которые хотели
выяснить, где произошла утечка закрытой информации: "Мне кажется, что
упомянутой в посте компании ("Одноклассникам”) очень интересны каналы
утечки неофициальной информации о них, при этом самому ЦИБу это на фиг
не надо. Это не вопрос государственного значения, это проблема самой
компании.”
Однако есть детали, которые позволяют усомниться в том, что офицеров
ЦИБ в этой истории использовали всего лишь в качестве наемников.
Ответ Синодову написал первый заместитель Оперативного управления
Центра информационной безопасности. Подпись руководителя такого уровня
исключает, что запрос Синодову был инициативой рядового сотрудника.
Кроме того, Оперативное управление ЦИБ -- это самое боевое подразделение
ЦИБа, который сегодня занимается не только технической защитой
компьютерных сетей, но и ведет активную оперативную работу в Интернете.
В частности, в ФСБ именно ЦИБ принимает решения о том, какие материалы
необходимо убирать из доступа в Сети. Пять лет назад, в марте 2006 года
Сергей Михайлов, автор посланий Синодову, направил хостинг-провайдеру
"Мастерхост” письмо с просьбой удалить с сайтов caricatura.ru и
pravda.ru карикатуры на пророка Мухаммеда, вызвавшие протесты мусульман
по всему миру. Главная страница pravda.ru была тогда временно
блокирована, и история получила огласку.
Базируясь в мрачном монументальном здании на углу Лубянской площади и
Мясницкой, выстроенном в 80-е годы для Вычислительного центра КГБ, ЦИБ
не только занимается защитой компьютерных сетей и ловлей хакеров, но
ведет тщательный мониторинг Интернета.
Для
этого ЦИБ ФСБ использует специальные поисковые аналитические системы,
создаваемые российскими программистами. Например, 2 июня 2010 года в/ч
64829 (то есть ЦИБ) объявил конкурс № 147/И/1-133 на поставку
программного продукта с максимальной ценой в 450 тыс рублей. В контракте
объясняется, что именно интересует ЦИБ -- информационно-аналитическая
система "Семантический архив” компании "Аналитические бизнес решения”.
Кто работает в форумах и блогах
"Семантический
архив” и подобные им системы – это как раз те программные продукты,
которые сегодня используют российские спецслужбы и МВД для мониторинга
открытых источников (то есть СМИ) и Интернета, включая блогосферу и
социальные сети.
Система мониторинга блогов от "Семантического архива"

ФСБ
и МВД начали массово закупать такие системы в середине 2000-х годов.
Например, накануне саммита "Большой восьмерки” в Санкт-Петербурге МВД
закупила систему КРИТ (Коллектор рассеянной информации в текстах)
компании Smartwarе, -- как было заявлено, с целью предупреждения
экстремизма. Ныне производство КРИТ прекращено, но подобные системы
сейчас выпускают не менее десятка компаний.
Это, например, информационно-аналитическая система "АРИАН” фирмы
Сайтек, "Xfiles” компании "Ай-Теко”, сервис по мониторингу блогов
"Медиалогии” и уже упоминутый "Семантический архив” -- продукт компании
"Аналитические бизнес решения”.
Офис "Аналитических бизнес решений” располагается в далеком от центра
Москвы районе Петровско-Разумовский в здании НИИ Сантехники и занимает
несколько больших комнат на втором этаже сталинского кирпичного здания.
Мозгом и двигателем компании является энергичный 35-летний Денис Шатров.
Программист по образованию, он начал заниматься разработкой
аналитических систем еще в середине 90-х со своим отцом, директором
оборонного завода в Белгороде, создававшем автоматизированные системы
управления для космических аппаратов.
-
Наша первая система называлась "Эрудит”. Потом стали делать системы
моделирования – электоральные, экономические. В 1999 году поставили это в
Ситуационный центр президента Украины Кучмы. А в 2001 году нас купила
компания IBS, там мы продолжали делать ситуационные центры. В них
входили модуль анализа СМИ, модуль анализа экономической обстановки в
регионе, модуль анализа электоральной активности. Потом в 2004 году
выборы губернаторов Путин отменил, и это дело заглохло. IBS провела
реструктуризацию, мы вывели эти команды, я и отец. И стали вести
параллельное существование – он пытался делать экономические модели, а я
по большей степени анализ СМИ, -- рассказывает Денис.
- А когда появился ваш главный продукт, "Семантический архив”?
-
В 2004 году. Мы ориентировались прежде всего на службы безопасности.
Потому что в тот момент мы считали, что, работая со службами
безопасности, мы будем интересны сразу и спецслужбам и службам
конкурентной разведки.
Денис говорит, что в списке клиентов его компании – Совбез, Минобороны, ФСБ, а в МВД их системе стоит
в четырех департаментах МВД. Кроме того, компания поставляет свою
систему на Украину, Беларусь (в местное "Управление К” МВД) и Казахстан.
- А региональные управления МВД к вам, наверное, тоже обращаются? Вот перед G8 в Санкт-Петербурге ГУВД закупил КРИТ.
- Нашу систему тоже купили. Под саммит "Большой Восьмерки”. Бюджет был, они и покупали.
- Сколько людей у вас работает?
- Около 20 человек.
- А как задача по наблюдению за блогами? Есть ли смена приоритетов в эту сторону?
- Да, мы даже разработали в этом году специальный модуль по форумам и блогам.
(Как
пояснили программисты, алгоритм действий сотрудников спецслужб в таких
продуктах сводится к тому, что в систему забивается определенное
количество блогов и система мониторит их по различным показателям).
- Сколько в таком модуле могут работать людей?
- Ну, десятки.
Похоже,
что недостаточная мощность является главным сдерживающим фактором для
широкомасштабного применения таких систем спецслужбами. И именно размер
систем, расчитанных обычно на работу отдела (20-25 человек), объясняет,
почему ФСБ и МВД покупают десятки разных систем у разных компаний.
Впрочем, есть и еще одна причина.
Павел Львович Пилюгин, высокий мужчина за пятьдесят с профессорской
бородкой, встретил меня на входе в офис Специальной информационной
службы (СИнС), где он работает заместителем гендиректора.
СИнС, одна из ведущих фирм на рынке поиска и анализа информации, была
создана офицерами КГБ еще в 1990 году, а сам Пилюгин служил в
информационно-аналитическом управлении КГБ, где работал со всеми
аналитическими системами спецслужбы.
Первое, что он начинает делать – это чертить схемы. Это схемы, по
которым построены поисковые движки, способные искать в структурированных
(базы данных) и неструктурированных (Интернет и социальные сети)
массивах информации.
Проблема только в том, что системы, ныне закупаемые спецслужбами по
тендерам, создавались на основе систем поиска в структурированных
массивах информации, то есть базах данных, и лишь потом были, лучше или
хуже, доработаны для семантического анализа в Интернете.
Кроме того, системы, закупаемые российскими силовиками для контроля
Интернета, предназначены для работы с открытыми источниками, и
технологически неспособны мониторить закрытые аккаунты такие, как
например, в facebook.
Однако, как выяснилось, российские спецслужбы смогли решить эту проблему.
СОРМ придет на помощь
Российский
интернет пережил несколько скандалов, связанных с СОРМ -- системой
оперативно-разыскных мероприятий, позволяющей прослушку и перехват
интернет-трафика.
В
конце 90-х Интернет-провайдеры возмущались, что их заставляют покупать
оборудование СОРМ за свои деньги, в 2000-е годы активисты требовали от
Минсвязи обязать спецслужбы предъявлять провайдерам судебные решения,
санкционирующие перехват интернет-трафика. Борьба закончилась полным
поражением активистов – сегодня спецслужбы имеют право не только
получать доступ к каналам провайдеров без предъявления судебного
решения, но и делать это дистанционно.
Как выяснилось, СОРМ оказался полезным и для мониторинга социальных сетей.
К сожалению, наши запросы в компании Facebook и "В Контакте” с просьбой
прокомментировать их отношения с российскими спецслужбами остались без
ответа, однако ситуацию помогли прояснить сотрудники спецслужб. "А зачем
нам давить на социальные сети, когда мы можем в рамках СОРМ снять
информацию с серверов без их ведома?” - заявил нам сотрудник одного из
подразделений.
Лицензии провайдеров и хостинг-провайдеров, в частности, лицензия на
"Услуги связи по передаче данных”, обязывает компании, бизнес которых --
сдавать в аренду места под сайты на своих серверах, предоставлять
спецслужбам доступ к этим серверам втайне от владельцев сайтов. Кстати,
эксперты считают наиболее подходящей аналической системой для
использования в рамках СОРМ "Семантический архив”. "Правда, так мы можем
работать только с социальными сетями, чьи серверы находятся в России, и
facebook для нас реальная проблема”, признался тот же сотрудник.
Впрочем, эту проблему тоже можно решить, если принять во внимание на
зарубежный опыт. 1 октября 2011 года в Ферраре на фестивале итальянского
журнала Internazionale выступал знаменитый китайский журналист и блогер
Джин Джао (известный как Майкл Анти), прославившийся тем, что в 2005
году Microsoft уничтожил его блог. Когда Анти попросили описать ситуацию
в Китае, ему хватило для этого всего нескольких слов:
-
Вместо facebook у нас – XiaoNei, вместо twitter'а – Weibo. Обычный
способ внедрения Интернет-технологий в Китае, это разрешать пользоваться
новым продуктом только до тех пор, пока не будет разработан китайский
аналог. В результате facebook у нас запрещен, также как и twitter.
Причина? Просто серверы китайских аналогов находятся в Пекине.
Agentura.Ru Андрей Солдатов, Ирина Бороган
|