Правовая неопределённость ведёт к скованности прикаспийских стран при
реализации выгодных для региональной стабильности многосторонних
инициатив. Принятое в ходе третьего каспийского саммита в Баку 18 ноября
2010 г. Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском
море (регулирует, в частности, вопросы борьбы с терроризмом;
организованной преступностью; незаконным обoротом оружия любых видов и
боеприпасов, военной техники; обеспечения безопасности морского
судоходства и борьбы с пиратством; обеспечения безопасности
мореплавания) пока не выявило признаков трансформации в более
продвинутые договорённости в сфере военного сотрудничества на морском
пространстве Каспия, на основе которых можно было бы выстроить систему
обеспечения коллективной безопасности в регионе.
Имевшие ранее место инициативы по созданию
совместного оперативного соединения под условным названием «Касфор» (по
примеру Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия
«Блэксифор») также не получили должного импульса со стороны всех пяти
прикаспийских стран. Разногласия по широкому спектру вопросов
сотрудничества на Каспии, отсутствие единого подхода к главной
предметной теме каспийской проблематики - секторальное разграничение дна
(недр) моря - затрудняют совместные действия стран региона, что,
соответственно, предоставляет внешним игрокам дополнительные возможности
опосредованного вовлечения в каспийские процессы.
Отсутствие единства позиций «пятёрки» проявляется
практически во всех сферах каспийского взаимодействия, а реальность
выхода из каспийского «тупика» вызывает всё больше сомнений (1).
Вовсе не случайно обострились
азербайджано-туркменские отношения по спорным учaсткам каспийского
шельфа. Но иллюзии о преодолении разногласий между Баку и Ашхабадом
быстро улетучились после обмена дипломатическими нотами
странами-участниками «проекта на бумаге» - Транскаспийского газопровода.
Вряд ли также очередное обострение
азербайджано-туркменских отношений совпало со значительным осложнением
между Баку и Тегераном.
В последнее время Азербайджан стал вести себя более
уверенно в региональных процессах и такое поведение его руководства
проявилось сразу после контактов с евроатлантическими партнёрами и
высокопоставленными представителями турецкой армии. Можно предположить,
что посещение президентом И.Алиевым Чикагского саммита НАТО, и
последовавший затем с 5 по 8 июня визит военной делегации во главе с
командующим сухопутными войсками Турции генералом армии Х.Кыврыкоглу,
дали официальному Баку некие дополнительные основания надеяться на
благосклонную позицию США и их партнеров по отношению к прогрессирующей
региональной амбициозности Азербайджана.
Модель поведения Запада во главе с США в отношении
процессов на Каспии вырисовывается достаточно чётко. Вашингтон имеет
шансы закрепиться в Каспийском бассейне, выступающим «трамплином» из
Чёрного моря в Центральную Азию, только с помощью Азербайджана.
Казахстан – государство-член ОДКБ, у Туркменистана статус нейтрального
государства. Остаётся Азербайджан с его внеблоковой внешнеполитической
установкой и стратегией «гибких альянсов» (2).
Азербайджан – практически идеальный для США проводник
в деле евроатлантического вовлечения в региональные процессы на Каспии в
силу ряда внутри- и внешнеполитических факторов. Баку сел на «нефтяную
иглу», острие которой контролируется западными компаниями,
осуществляющими добычу и транспортировку нефти на внешние рынки. Газовые
амбиции Азербайджана также находятся в зоне контроля западных
операторов, и только весьма ограниченные объёмы бакинского «голубого
топлива» выкупаются российской стороной и обмениваются на основе
своповых поставок газа в Иран (для нужд Нахичеванской автономной
республики Азербайджана).
К внешним факторам Азербайджана как проводника
интересов Запада на Каспии относятся высокая конфликтность республики с
соседними странами – от состояния «ни войны, ни мира» с Арменией до
сложных связей с Туркменистаном и отношений «на грани разрыва» с Ираном.
Выстраиваемая Вашингтоном линия ограничения России на
её южных рубежах (Турция-Грузия-Азербайджан), подчёркивает
евроатлантические перспективы Баку, пусть и в отдалённом будущем, но всё
же поддающемуся долгосрочному прогнозу.
США взяли в разработку весь «азербайджанский фактор».
Можно предположить, что приоритетным направлением в видимой перспективе
может стать прибрежная зона Азербайджана на Каспии. Юго-западный
«азербайджанский сектор Каспийского моря», определению которого именно в
таком «секторальном» качестве упорно противится Тегеран, имеет все
предпосылки стать в ближайшие годы точкой предметного и «плацдармного»
военно-политического внимания США.
Пробуксовка общих механизмов поддержания безопасности
и стабильности на Каспии исключительно силами прибрежных стран создает
для Вашингтона перспективу создания на юго-западе Каспия, в зоне особого
беспокойства Ирана, «плацдарма» евроатлантического участия в
региональных процессах.
Что может противопоставить этому главная сила на
Каспии? Задействование Россией лишь симметричных шагов было бы
недостаточным, а, возможно, - и контрпродуктивным. Пока мы наблюдаем
близкий именно к симметричному ответ Москвы на всё более проявляющие
себя планы евроатлантистов военно-политическим путём закрепиться на
юго-западе Каспия. Россия проводит глубокое обновление своей Каспийской
флотилии, которая даже без такого обновления ещё несколько лет будет
превосходить все военно-морские силы других прикаспийских стран вместе
взятые. Модернизация российского флота и прибрежной военной
инфраструктуры (3) - важнейшая часть демонстрации Москвой своих ведущих
позиций в Каспийском бассейне. Учения России на Каспии, проведённые во
второй половине июня, также укладываются в русло симметричности
контрдействий российской стороны в ответ на усовершенствование другими
прикаспийскими странами своих прибрежных потенциалов.
Подход России к сдерживанию планов США и
их евроатлантических партнёров по вовлечению в региональные процессы на
Каспии должен носить комплексный характер, в первую очередь,
направленный на реализацию общекаспийских инициатив в сфере поддержания
регионального мира и безопасности. Идея формирования совместной
оперативной группировки прикаспийских стран «Касфор» заслуживает самого
пристального внимания в контексте выработки общих инициатив всех
прибрежных стран в сфере обеспечения безопасности на Каспии.
В дополнение к приданию идеи «Касфор» функционального
вида, с нашей точки зрения, интересам Москвы в регионе отвечает подход в
пользу поддержания принципа консенсуса между всеми прикаспийскими
странами в случае принятия решений по общезначимым решениям на Каспии.
Высшее политическое руководство России своими последними заявлениями
подтвердило приверженность именно консенсусному подходу на Каспии (4),
что делает позицию Москвы в регионе более близкой к позиции Тегерана.
Арман Микаелян, политический обозреватель - специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение”.
(1)
Н.Кольчугин, Каспийское море: процесс выработки правового статуса
остаётся в тупике // Институт Ближнего Востока, 16.05.2012.
(2) Э.Нуриев,
Российско-азербайджанские отношения в современных геополитических
реалиях // «Проблемы национальной стратегии» (РИСИ), №1 (6), 2011.
(3) В середине
июня этого года российские СМИ со ссылкой на источники в минобороны
отмечали, что в перспективе, Каспийскую флотилию ждёт пополнение новыми
кораблями, для чего будет проводиться реконструкция и развитие
инфраструктуры базирования флотилии в Астрахани и Махачкале. В
июле-августе текущего года ракетный корабль «Дагестан», вооружённый
универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», войдёт в состав
Каспийской флотилии. «Дагестан» - первый корабль российского ВМФ,
вооружённый универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», способным
применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и по
береговым целям на дальностях до 300 км.
(4) Президент
России В.Путин заявил на саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге (3-4 июня
с.г.), что Москва не будет считать легитимными принятые без консенсуса
решения по Каспию. Любые решения в отношении Каспийского моря могут быть
приняты только на основе консенсуса каспийской «пятёрки», - отметил 8
июня помощник президента России по внешнеполитическим вопросам Ю.Ушаков.
Источник: http://www.ru.journal-neo.com/node/117944
|