- Я
пытаюсь понять, когда Чечня перестала быть интересной для глобального движения
джихада. Ведь, как мы видим, после Беслана чеченские боевики отказались
использовать тактику Аль-Каиды. Как вы думаете, когда
Аль-Каида потеряла интерес к Чечне?
- Я думаю, что Чечня никогда не была приоритетом Аль-Каиды в качестве части глобального джихада. Арабский
батальон Хаттаба, конечно, прибыл в Чечню в середине 90-х из Афганистана или
Боснии, но не по приказу Аль-Каиды. Аль-Каида не решила идеологическую проблему: как относиться
к войнам за независимость таким, как Чечня или Палестина. Но я думаю, что
главной поворотной точкой для Чечни был 2003 год - начало приезда в Ирак
добровольцев. Упор на Ирак как альтернативу Афганистану заставила Аль-Каиду снизить интерес к чеченской борьбе и к России.
Арабские добровольцы едут только в Ирак и перестали прибывать в Чечню. Хотя
некоторые Саудовские исламисты, как Юсеф аль-Айири (командир ячейки Аль-Каиды
в Саудовской Аравии и личный телохранитель Бен Ладена,
убитый в 2003 году, прим. авторов), пытались рассматривать чеченский конфликт
как часть глобального джихада. Однако складывается впечатление, что Чечня, по
крайней мере, на некоторое время, ушла на задний план в стратегии Аль-Каиды.
- Некоторые эксперты
(как Рохан Гунаратна,
например) считают, что аль-Заркави намерен создать
собственную глобальную сеть параллельно с Аль-Каидой.
Какая будет разница между сетью аз-Заркави и Бин Ладена?
- я не знаю, на чем основаны утверждения Рохана.
Я не знаю, что будет дальше с Заркави, поскольку он
теперь не главная фигура от Аль-Каиды в Ираке. Я
предполагаю, что он может попытаться построить сеть в странах вокруг Израиля -
в Ливане, Египте и на Синае, Иордании (его родине), и
в Газе, чтобы создать альтернативу возможному изменению политики Хамаса в области террора и бороться против Израиля и
Иордании. Аз-Заркави больше способен, чем бин Ладен создавать сети людей, которые стремятся проводить
немедленные операции без длительной идеологической и военной подготовки.
- Есть мнение, что
сеть Заркави в конце концов может заменить собой
находящуюся в упадке сеть Аль-Каиды…
- Еще слишком преждевременно делать такие заявления.
- А может ли Аз-Заркави решить проблемы с национально-освободительными
движениями, в которые не в состоянии вписаться Аль-Каида?
- Аз-Заркави, больше чем Аль-Каида и бин Ладен, стремится
включиться в местные и национальные конфликты. Факт, что он иорданец, может
привезти к тому, что он попытается наладить контакт с чеченскими арабами.
Смотри также на "Агентуре":
В сентябре 2005 года в Daily Star Реувен Паз опубликовал крайне интересный
материал об идеологии Аль-Каиды, который можно свести
к следующим тезисам:
- Западное
разведсообщество испытывает трудности в понимании процесса принятия
решений в Аль-Каиде
- Сложно
провести границу между идеологией Аль-Каиды и ее
стратегией.
- В
прошлом терроризм был другим: он был локальным и преследовал местные,
конкретные цели. Даже марксистский терроризм, при глобальной идеологии,
исповедовался локальными группами с только общей идеологией и стратегией.
Даже Хамас и Хезболлах
- это локальные группы. В то же время исламистские движения, как
Братья-мусульмане, Хизб ут-Тахрир,
или Даава ва-Талиб,
имеют глобальную природу, но предпочитают оставаться ненасильственными, и
фокусируются тоже на локальных выступлениях.
- Способности
Аль-Каиды вербовать исламскую молодежь, в
особенности в арабских странах, впечатляющи. Это основано в том числе на апокалиптическом видении, и на новом поколении как
молящихся, так и проповедников и даже интеллектуалов.
- В
апреле 1988 года духовный отец Аль-Каиды Абдулла Азам написал статью
"Солидная основа", где сформулировал принципы Аль-Каиды: 1. длительный
период обучения (тарбиях), 2. смещение сущности джихада от средства для
достижения религиозно-политических целей в самоцель. Азам был один
такой идеолог, все остальные лидеры Аль-Каиды - бин Ладен, Абу Хафс,
ал-Завахири и сейчас аз-Заркави - скорее оперативники
- В
настоящее время в Аль-Каиду пришло второе
поколение бойцов, которые воевали не в Афганистане и Боснии, а пришли из
Ирака, Европы, Южной Азии. Принцип действия Аль-Каиды
- перенес боев в сердце врага, операции смертников, и убийства мусульман,
причем одобренные священнослужителями - все это придумано оперативниками и
действует на воображение мусульманской молодежи повсюду. Это новая
стратегия на старой идеологии. Даже израильско-палестинский конфликт
больше не так важен, как раньше. Завахири
изменил позицию Египетского Исламского Джихада, заявив, что "дорога к
освобождению Иерусалима лежит через освобождение Каира и Дамаска".
- Стратегия
Аль-Каиды и ее глобального джихада - это
результат процессов в арабском мире: оппозиция арабским правительствам,
война в Ираке и американская оккупация там, невозможность проникнуть на
палестинские территории из-за традиционной оппозиции Хамаса
с их совсем другим способом действия, слабость саудовского
режима, растущая поддержка в саудовском
обществе, также как и в других странах арабского мира, инсургентов в
Ираке.
- Основная
идеологическая идея остается прежней: освобождение всего исламского мира
от западно-еврейского колониализма, создание исламских государств на
основе исламского права по божественным законам.
- В
то же время стратегия сильно изменилась: Ирак стал одним из важнейших
элементов в стратегии Аль-Каиды, - это модель для других. При этом Ирак
не идеологическая цель - это катализатор для гнева мусульманской молодежи.
- Джихадисто-салафисткие идеологи могут не одобрять это
полностью, но контроль тут в руках оперативников. Кроме того, нынешнее
поколение мусульман плохо знает Ислам, но их апокалиптичные
взгляды позволяют использовать их для нужд стратегов.
|