Среда, 18.06.2025, 07:53
Приветствую Вас Гость

МБР

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сотрудничество Украины в рамках скандинавско-Балтийской инициативы
Кроме того, опыт создания и развития региональных организаций тоже может быть полезным Украине с учетом того, что в СБИ входят государства Балтии, которые также были в составе Советского Союза, но состояние дел в которых в секторе обороны и безопасности контекстах довольно приличным. Итак, зная приоритеты Инициативы в оборонной сфере, Украина может планировать шаги на продвижение своих интересов в Восточноевропейском регионе и углублять двустороннее взаимодействие с государствами СБИ по направлениям, представляющим взаимный интерес.
Исторически Скандинавские страны (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция) имели тесные связи со странами Балтии (Латвия, Литва, Эстония) и всячески поддерживали их развитие после получения последними независимости в начале 90-х годов прошлого столетия. Именно Скандинавские страны были своего рода мостом для прибалтов в Европу и мир, начиная от информационных кампаний, отмены визового режима и заканчивая членством трех бывших республик Советского Союза в Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейском Союзе (ЕС).
Анализируя историю сотрудничества между странами в рамках СБИ, можно сказать с определенной степенью вероятности, что одной из главных целей этого процесса было выведение стран Балтии с так называемой зоны влияния Российской Федерации. Таким образом, весь срок существования СБИ можно разделить на два этапа - этап до вступления Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО и ЕС, а также этап продолжения оказания помощи после вступления указанными странами членства в этих организациях. Причем, несмотря на значительные геополитические изменения в последнее время, нельзя однозначно утверждать, какой из этапов является более простым.
Если во время подготовки стран Балтии к вступлению в НАТО и Евросоюзе, СБИ используется более активно для оказания консультативно-совещательного и материально-технической помощи как со стороны североевропейских стран, так и со стороны мощных государств мира, то на втором этапе Инициатива находится преимущественно на стороне Латвии, Литвы и Эстонии. Даже финансирование совместного учебного заведения - Балтийского оборонного колледжа на 100% осуществляется за счет стран Балтии, начиная с 2005 года.
Итак, анализ текущего состояния дел в СБИ, а также краткосрочной и среднесрочной перспективы этой региональной организации является интересным для определения приоритетов сотрудничества Украины со странами Инициативы в оборонной сфере.
Сейчас текущее состояние дел сотрудничества в рамках СБИ удовлетворяет всех участников и реализуется в рамках таких механизмов, как Совет министров Скандинавских стран, Балтийская Ассамблея, Северная совет, Евросоюз, Совет стран Балтийского моря, Совет Европы и Североатлантический совет.
Вместе, значительное количество мероприятий направлена ​​скорее на поддержание существующей исторической практики взаимодействия, чем на достижение конкретных общих политических целей сотрудничества. Кроме того, мировой финансово-экономический кризис еще раз подтвердил высокую степень взаимозависимости и необходимости углубления сотрудничества как на региональном, так и в глобальном контекстах даже при наличии определенных различий среди стран инициативы.
Итак, вызовы и угрозы, обусловленные общими процессами глобализации, могут быть нейтрализованы только при условии углубления международного и регионального сотрудничества. Сотрудничество по многим направлениям позволяет не только усилить влиятельность региона в борьбе за мировое лидерство в целом, но и добавляет политического веса всем странам-участницам. В этом контексте хорошим примером может оказать помощь Европейскому Союзу в рамках Стратегии Балтийского моря.
Кроме того, углубление сотрудничества и объединения ресурсов восьми стран региона приобретают дополнительное значение в контексте тенденции к кластеризации на следующие 10-20 лет не только в Европе, но и в мире. Вместе, повышение уровня взаимодействия не требует создания новых региональных структур, что неоднократно отмечали лидеры всех стран-участниц СБИ.
Относительно механизмов и возможностей, которые существуют в рамках НАТО и ЕС, они могут быть использованы для усиления всех Скандинавских и Балтийских стран. Например, упомянутая Стратегия ЕС для региона Балтийского моря создает институциональную основу для успешного преодоления вызовов и угроз в регионе. Именно эффективные сети сотрудничества в рамках СБИ полной мере способствовать реализации указанной стратегии.
Учитывая комплексность ситуации в Черноморском бассейне, целесообразно обсудить вопрос разработки Стратегии Черного моря с прибрежными государствами и партнерами по ЕС.
Учитывая вышесказанное, углубления военного сотрудничества Украины со странами инициативы находится в фарватере стратегической цели нашего государства - членства в Европейском Союзе.
Для всестороннего анализа указанного контекста в перспективе, а также для определения возможных шагов со стороны Украины, целесообразно рассмотреть перспективы сотрудничества в таких сферах деятельности стран СБИ:
политический диалог относительно внешней политики;
сотрудничество в рамках дипломатических представительств;
кибернетический защиту;
сотрудничество в оборонной сфере;
энергетическая безопасность.
Относительно углубления политического диалога по вопросам внешней политики и политики безопасности, более содержательные и взаимосогласованные политические заявления должны осуществляться по итогам министерских встреч.
В этом контексте Украина должна приложить усилия к участию своих дипломатов в министерских встречах (министров иностранных дел и министров обороны - см. Рис.1) для получения возможности доведения своего видения актуальных проблем безопасности в Восточноевропейском регионе. Кроме того, такой подход позволит нашему государству довести свою позицию и найти поддержку со стороны стран СБИ, которые являются членами НАТО и Евросоюза.
Во исполнение указанного, следует направить предложения в председательствующей страны (сейчас - Литовская Республика). Кроме того, рассмотрение указанного вопроса необходимо включить в проект повестки дня, который распространяется председательствующей страной за месяц до проведения министерской встречи.
На начальных этапах, с учетом графика работы украинских чиновников, возможно предусмотреть их виртуальное участие в министерских заседаниях с помощью видео-телеконференций или проработки общих вопросов на рабочем уровне.
Другим направлением углубления политического диалога совместная или взаимосогласованные деятельность в рамках дипломатических представительств при международных организациях. Здесь следует отметить следующее:
во-первых, сотрудничество в рамках ООН. Эта организация неофициально геополитически разделена на пять региональных групп, а страны СБИ разделены двумя региональными группами - западноевропейской и восточноевропейской (также известной как страны с переходными экономиками). Таким образом, Украина, углубляя сотрудничество в рамках СБИ, может доносить свою позицию сразу в двух региональных группах в составе ООН.
Во-вторых, сотрудничество со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эти площадки тоже могут использоваться Украины для обсуждения вопросов углубления сотрудничества в экономической и финансовых сферах.
В-третьих, развитие отношений в ЕС. Новые процедуры принятия решений в рамках Лиссабонского соглашения требуют создания определенных альянсов для максимизации влияния небольших стран. С этой целью шесть стран СБИ (кроме Исландии и Норвегии) ​​проводят встречи на уровне премьер-министров и министров иностранных дел накануне встреч в рамках ЕС для обмена мнениями и выработки совместных позиций для обсуждения. В этом контексте, привлечение Украины к участию в предыдущих заседаниях позволит, с одной стороны, более глубоко изучить позицию скандинавско-Балтийских стран, а с другой, выразить свое мнение о ЕС, формально не являясь членом Евросоюза.
Относительно сотрудничества в рамках дипломатических представительств, усилия стран СБИ сочетаются за рубежом. Для Украины есть смысл изучить опыт по этому вопросу с целью оптимизации ресурсных затрат на содержание и жизнедеятельность иностранных дипломатических представительств.
Вопрос киберугроз находятся на повестке дня не только отдельных стран, но и влиятельных международных и региональных организаций.
В 2007 году от кибернетической атаки страдал именно общественный сектор Эстонии, повлекшее почти полный коллапс государственной банковской системы. Углубление сотрудничества в сфере борьбы с кибернетической преступностью возможно на базе недавно созданного и сертифицированного по стандартам НАТО Центра изучения передового опыта в Таллинне.
Учитывая открытость этого центра для стран-партнеров Альянса, считается целесообразным начать обмен данными указанного вопроса, а также организовать экспертные консультации по противодействию кибернетическим угрозам с участием экспертов СБИ.
Несмотря на то, что сотрудничество Украины со странами СБИ в оборонной сфере было начато еще в 2006 году, оно имеет значительный потенциал для расширения.
Главной целью сотрудничества Украины со странами СБИ в сфере обороны является улучшение возможностей Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил Украины по следующим основным направлениям:
совершенствование системы дистанционного обучения и оказания помощи научно-учебному центру международной миротворческой деятельности Национального университета обороны Украины;
улучшение связей с общественностью и системы информирования общества;
совершенствование правовых аспектов международной миротворческой деятельности Вооруженных Сил Украины.
Успешно были реализованы проекты в рамках рабочих групп по управлению оборонными ресурсами, связям с парламентом и гражданско-военного сотрудничества.
В прошлом и текущем годах успешно проведены мастер-классы для офицеров по связям с общественностью при подготовке проведения международных учений (Си Бриз), наработаны предложения для учебных планов (дисциплин) в военных учебных заведениях по связям с общественностью и средствами массовой информации. Проведены семинары и рабочие встречи между представителями правовых подразделений на темы: выполнение Соглашения о статусе сил (SOFA), правовых аспектов проведения миротворческих операций (правила применения (ROE) силы и поддержка страны-хозяйки (HNS), задачи и роль советников по правовым вопросам в международной миротворческой деятельности, в частности в операции Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан.
С отказом Украины от участия в военно-политических блоках с новой актуальностью встает вопрос укрепления сотрудничества в региональном контексте, в частности в Восточноевропейском регионе. Кроме того, ослабление внимания в Европу со стороны США, умноженное на попытки Российской Федерации восстановить свое влияние на территориях Советского Союза, приводит к сознательному попытки поиска гарантирования собственной безопасности и суверенитета.
Именно с целью углубления сотрудничества Украины со странами СБИ конце февраля текущего года было проведено очередное заседание Управляющего комитета Инициативы с привлечением заинтересованных структурных подразделений Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.
По итогам этого заседания было принято совместное решение о прекращении на текущем этапе деятельности рабочей группы по связям с парламентом.
Зато со стороны стран СБИ была поддержана инициатива по созданию новых рабочих групп по вопросам внутреннего аудита, региональной безопасности, а также по вопросам экологической безопасности.
Относительно внутреннего аудита, специалистами Контрольно-ревизионного департамента Минобороны уже в июне этого года был организован и проведен трехдневный семинар по изучению опыта осуществления внутреннего аудита в странах Северной Европы и Балтии.
Также интересной для Украины является деятельность стран СБИ в рамках NORDEFCO (Nordic Defense Cooperation - оборонное сотрудничество Скандинавских стран) в следующих областях:
оборонное планирование;
развитие военных оперативных возможностей;
кадровый менеджмент и образование (особенно опыт подготовки военных специалистов в Балтийском оборонном колледже с учетом нового плана развития этого учебного заведения, принятого министрами обороны стран Балтии на своем заседании в мае 2010 года);
участие в международных учениях, операциях по урегулированию кризисных ситуаций, а также в многонациональных военных формированиях высокой готовности (в частности боевых тактических группах ЕС).
Углубления сотрудничества по вопросам региональной безопасности, для Украины является весьма полезным опыт создания и развития таких региональных проектов, как NORDEFCO, BALTDEFCOL, BALTVIMA подобное.
Итак, несмотря на неспособность большинства стран самостоятельно противостоять современным вызовам и угрозам в области безопасности, само углубление и оптимизация сотрудничества на региональном уровне могут способствовать поддержанию мира и обеспечению стабильности и безопасности как в Украине, так и вокруг ее границ.
В этом контексте, для нас главное определить приоритеты сотрудничества в оборонной сфере и четко придерживаться их выполнения.

Коваленко Г.А., для ЦВППБ
Категория: Мои статьи | Добавил: Vladisslav (10.05.2012)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [168]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Партнеры, подсайты
  • inosmi
  • Книга выживания
  • SaveYou
  • ДК ШОС
  • Украинский Выбор
  • Народы мира
  • Сурвайверство
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz