Среда, 18.06.2025, 07:53 Приветствую Вас Гость |
|
Каталог статей
Сотрудничество Украины в рамках скандинавско-Балтийской инициативы
Кроме
того, опыт создания и развития региональных организаций тоже может быть
полезным Украине с учетом того, что в СБИ входят государства Балтии,
которые также были в составе Советского Союза, но состояние дел в
которых в секторе обороны и безопасности контекстах довольно приличным. Итак,
зная приоритеты Инициативы в оборонной сфере, Украина может планировать
шаги на продвижение своих интересов в Восточноевропейском регионе и
углублять двустороннее взаимодействие с государствами СБИ по
направлениям, представляющим взаимный интерес. Исторически
Скандинавские страны (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция)
имели тесные связи со странами Балтии (Латвия, Литва, Эстония) и
всячески поддерживали их развитие после получения последними
независимости в начале 90-х годов прошлого столетия. Именно
Скандинавские страны были своего рода мостом для прибалтов в Европу и
мир, начиная от информационных кампаний, отмены визового режима и
заканчивая членством трех бывших республик Советского Союза в
Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейском Союзе
(ЕС). Анализируя
историю сотрудничества между странами в рамках СБИ, можно сказать с
определенной степенью вероятности, что одной из главных целей этого
процесса было выведение стран Балтии с так называемой зоны влияния
Российской Федерации. Таким
образом, весь срок существования СБИ можно разделить на два этапа -
этап до вступления Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО и ЕС, а также этап
продолжения оказания помощи после вступления указанными странами
членства в этих организациях. Причем,
несмотря на значительные геополитические изменения в последнее время,
нельзя однозначно утверждать, какой из этапов является более простым. Если
во время подготовки стран Балтии к вступлению в НАТО и Евросоюзе, СБИ
используется более активно для оказания консультативно-совещательного и
материально-технической помощи как со стороны североевропейских стран,
так и со стороны мощных государств мира, то на втором этапе Инициатива
находится преимущественно на стороне Латвии, Литвы и Эстонии. Даже
финансирование совместного учебного заведения - Балтийского оборонного
колледжа на 100% осуществляется за счет стран Балтии, начиная с 2005
года. Итак,
анализ текущего состояния дел в СБИ, а также краткосрочной и
среднесрочной перспективы этой региональной организации является
интересным для определения приоритетов сотрудничества Украины со
странами Инициативы в оборонной сфере. Сейчас
текущее состояние дел сотрудничества в рамках СБИ удовлетворяет всех
участников и реализуется в рамках таких механизмов, как Совет министров
Скандинавских стран, Балтийская Ассамблея, Северная совет, Евросоюз,
Совет стран Балтийского моря, Совет Европы и Североатлантический совет. Вместе,
значительное количество мероприятий направлена скорее на поддержание
существующей исторической практики взаимодействия, чем на достижение
конкретных общих политических целей сотрудничества. Кроме
того, мировой финансово-экономический кризис еще раз подтвердил высокую
степень взаимозависимости и необходимости углубления сотрудничества как
на региональном, так и в глобальном контекстах даже при наличии
определенных различий среди стран инициативы. Итак,
вызовы и угрозы, обусловленные общими процессами глобализации, могут
быть нейтрализованы только при условии углубления международного и
регионального сотрудничества. Сотрудничество
по многим направлениям позволяет не только усилить влиятельность
региона в борьбе за мировое лидерство в целом, но и добавляет
политического веса всем странам-участницам. В этом контексте хорошим примером может оказать помощь Европейскому Союзу в рамках Стратегии Балтийского моря. Кроме
того, углубление сотрудничества и объединения ресурсов восьми стран
региона приобретают дополнительное значение в контексте тенденции к
кластеризации на следующие 10-20 лет не только в Европе, но и в мире. Вместе,
повышение уровня взаимодействия не требует создания новых региональных
структур, что неоднократно отмечали лидеры всех стран-участниц СБИ. Относительно
механизмов и возможностей, которые существуют в рамках НАТО и ЕС, они
могут быть использованы для усиления всех Скандинавских и Балтийских
стран. Например,
упомянутая Стратегия ЕС для региона Балтийского моря создает
институциональную основу для успешного преодоления вызовов и угроз в
регионе. Именно эффективные сети сотрудничества в рамках СБИ полной мере способствовать реализации указанной стратегии. Учитывая
комплексность ситуации в Черноморском бассейне, целесообразно обсудить
вопрос разработки Стратегии Черного моря с прибрежными государствами и
партнерами по ЕС. Учитывая
вышесказанное, углубления военного сотрудничества Украины со странами
инициативы находится в фарватере стратегической цели нашего государства -
членства в Европейском Союзе. Для
всестороннего анализа указанного контекста в перспективе, а также для
определения возможных шагов со стороны Украины, целесообразно
рассмотреть перспективы сотрудничества в таких сферах деятельности стран
СБИ: политический диалог относительно внешней политики; сотрудничество в рамках дипломатических представительств; кибернетический защиту; сотрудничество в оборонной сфере; энергетическая безопасность. Относительно
углубления политического диалога по вопросам внешней политики и
политики безопасности, более содержательные и взаимосогласованные
политические заявления должны осуществляться по итогам министерских
встреч. В
этом контексте Украина должна приложить усилия к участию своих
дипломатов в министерских встречах (министров иностранных дел и
министров обороны - см. Рис.1) для получения возможности доведения
своего видения актуальных проблем безопасности в Восточноевропейском
регионе. Кроме
того, такой подход позволит нашему государству довести свою позицию и
найти поддержку со стороны стран СБИ, которые являются членами НАТО и
Евросоюза. Во исполнение указанного, следует направить предложения в председательствующей страны (сейчас - Литовская Республика). Кроме
того, рассмотрение указанного вопроса необходимо включить в проект
повестки дня, который распространяется председательствующей страной за
месяц до проведения министерской встречи. На
начальных этапах, с учетом графика работы украинских чиновников,
возможно предусмотреть их виртуальное участие в министерских заседаниях с
помощью видео-телеконференций или проработки общих вопросов на рабочем
уровне. Другим
направлением углубления политического диалога совместная или
взаимосогласованные деятельность в рамках дипломатических
представительств при международных организациях. Здесь следует отметить следующее: во-первых, сотрудничество в рамках ООН. Эта
организация неофициально геополитически разделена на пять региональных
групп, а страны СБИ разделены двумя региональными группами -
западноевропейской и восточноевропейской (также известной как страны с
переходными экономиками). Таким
образом, Украина, углубляя сотрудничество в рамках СБИ, может доносить
свою позицию сразу в двух региональных группах в составе ООН. Во-вторых, сотрудничество со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эти
площадки тоже могут использоваться Украины для обсуждения вопросов
углубления сотрудничества в экономической и финансовых сферах. В-третьих, развитие отношений в ЕС. Новые
процедуры принятия решений в рамках Лиссабонского соглашения требуют
создания определенных альянсов для максимизации влияния небольших стран.
С
этой целью шесть стран СБИ (кроме Исландии и Норвегии) проводят
встречи на уровне премьер-министров и министров иностранных дел накануне
встреч в рамках ЕС для обмена мнениями и выработки совместных позиций
для обсуждения. В
этом контексте, привлечение Украины к участию в предыдущих заседаниях
позволит, с одной стороны, более глубоко изучить позицию
скандинавско-Балтийских стран, а с другой, выразить свое мнение о ЕС,
формально не являясь членом Евросоюза. Относительно сотрудничества в рамках дипломатических представительств, усилия стран СБИ сочетаются за рубежом. Для
Украины есть смысл изучить опыт по этому вопросу с целью оптимизации
ресурсных затрат на содержание и жизнедеятельность иностранных
дипломатических представительств. Вопрос
киберугроз находятся на повестке дня не только отдельных стран, но и
влиятельных международных и региональных организаций. В
2007 году от кибернетической атаки страдал именно общественный сектор
Эстонии, повлекшее почти полный коллапс государственной банковской
системы. Углубление
сотрудничества в сфере борьбы с кибернетической преступностью возможно
на базе недавно созданного и сертифицированного по стандартам НАТО
Центра изучения передового опыта в Таллинне. Учитывая
открытость этого центра для стран-партнеров Альянса, считается
целесообразным начать обмен данными указанного вопроса, а также
организовать экспертные консультации по противодействию кибернетическим
угрозам с участием экспертов СБИ. Несмотря
на то, что сотрудничество Украины со странами СБИ в оборонной сфере
было начато еще в 2006 году, оно имеет значительный потенциал для
расширения. Главной
целью сотрудничества Украины со странами СБИ в сфере обороны является
улучшение возможностей Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил
Украины по следующим основным направлениям: совершенствование
системы дистанционного обучения и оказания помощи научно-учебному
центру международной миротворческой деятельности Национального
университета обороны Украины; улучшение связей с общественностью и системы информирования общества; совершенствование правовых аспектов международной миротворческой деятельности Вооруженных Сил Украины. Успешно
были реализованы проекты в рамках рабочих групп по управлению
оборонными ресурсами, связям с парламентом и гражданско-военного
сотрудничества. В
прошлом и текущем годах успешно проведены мастер-классы для офицеров по
связям с общественностью при подготовке проведения международных учений
(Си Бриз), наработаны предложения для учебных планов (дисциплин) в
военных учебных заведениях по связям с общественностью и средствами массовой информации. Проведены
семинары и рабочие встречи между представителями правовых подразделений
на темы: выполнение Соглашения о статусе сил (SOFA), правовых аспектов
проведения миротворческих операций (правила применения (ROE) силы и
поддержка страны-хозяйки (HNS), задачи и роль советников по правовым
вопросам в международной
миротворческой деятельности, в частности в операции Международных сил
содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан. С
отказом Украины от участия в военно-политических блоках с новой
актуальностью встает вопрос укрепления сотрудничества в региональном
контексте, в частности в Восточноевропейском регионе. Кроме
того, ослабление внимания в Европу со стороны США, умноженное на
попытки Российской Федерации восстановить свое влияние на территориях
Советского Союза, приводит к сознательному попытки поиска гарантирования
собственной безопасности и суверенитета. Именно
с целью углубления сотрудничества Украины со странами СБИ конце февраля
текущего года было проведено очередное заседание Управляющего комитета
Инициативы с привлечением заинтересованных структурных подразделений
Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины. По
итогам этого заседания было принято совместное решение о прекращении на
текущем этапе деятельности рабочей группы по связям с парламентом. Зато
со стороны стран СБИ была поддержана инициатива по созданию новых
рабочих групп по вопросам внутреннего аудита, региональной безопасности,
а также по вопросам экологической безопасности. Относительно
внутреннего аудита, специалистами Контрольно-ревизионного департамента
Минобороны уже в июне этого года был организован и проведен трехдневный
семинар по изучению опыта осуществления внутреннего аудита в странах
Северной Европы и Балтии. Также
интересной для Украины является деятельность стран СБИ в рамках
NORDEFCO (Nordic Defense Cooperation - оборонное сотрудничество
Скандинавских стран) в следующих областях: оборонное планирование; развитие военных оперативных возможностей; кадровый
менеджмент и образование (особенно опыт подготовки военных специалистов
в Балтийском оборонном колледже с учетом нового плана развития этого
учебного заведения, принятого министрами обороны стран Балтии на своем
заседании в мае 2010 года); участие
в международных учениях, операциях по урегулированию кризисных
ситуаций, а также в многонациональных военных формированиях высокой
готовности (в частности боевых тактических группах ЕС). Углубления
сотрудничества по вопросам региональной безопасности, для Украины
является весьма полезным опыт создания и развития таких региональных
проектов, как NORDEFCO, BALTDEFCOL, BALTVIMA подобное. Итак,
несмотря на неспособность большинства стран самостоятельно
противостоять современным вызовам и угрозам в области безопасности, само
углубление и оптимизация сотрудничества на региональном уровне могут
способствовать поддержанию мира и обеспечению стабильности и
безопасности как в Украине, так и вокруг ее границ. В этом контексте, для нас главное определить приоритеты сотрудничества в оборонной сфере и четко придерживаться их выполнения.
Коваленко Г.А., для ЦВППБ
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Vladisslav (10.05.2012)
|
Просмотров: 887
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Наш опрос | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|