Необходимо
отметить, что упомянутые слушания стали первой попыткой произвести
комплексную оценку последствий вступления Украины в ВТО для
внешнеторгового баланса, промышленности, торговли и социальной сферы. До
этого, как во время переговорного процесса, так и в рамках
экономической деятельности уже в качестве члена ВТО, фактор «свободной
торговли» был некоторой фигурой умолчания. Приблизительно как мифический
суслик из ДМБ, которого никто не видит, а он есть.
Ошибка или…
Украину
не удивить примерами пренебрежения национальных интересов, но в
большинстве случаев скрывающихся за «коллегиальной ответственностью»
виновников найти попросту невозможно. В случае же с ВТО имя
«переговорщика» по вступлению Украины в ВТО известно.
Именно
благодаря его «усилиям» среднеарифметическая ставка конечного
связанного уровня тарифов составляет 11,6% для сельскохозяйственных
продуктов и 4,85% для промышленных товаров и является самой низкой среди стран-членов ВТО.
Для сравнения – защита аграрного рынка ЕС составляет 19,5%, Канады –
18%, Турции – 41,7%, Швейцарии – 43,5%, Норвегии – 55,8%. Польша при
вступлении в ВТО получила право на 52% тариф по сельскому хозяйству,
Венгрия — 22%, а Румыния — 98%. Отказалась Украина и от других
разрешенных ВТО протекционистских мер: субсидирования сельского
хозяйства, тарифного и нетарифного регулирования, сертификации и т.д.
Таким
образом, на фоне стагнации очередного раунда переговоров в рамках ВТО
«Доха-развитие» украинская экономика осталась открытой всем ветрам.
Потеря рынков плюс деиндустриализация всей страны
В
точности так же, как сейчас происходит в отношении договора об
ассоциации с ЕС, сторонники западного вектора экономического развития
страны рисовали радужные перспективы для экономики Украины после
вступления в ВТО. Так, по расчетам Украинского национального комитета
Международной торговой палаты, членство Украины в ВТО должно было
стимулировать дополнительный прирост ВВП в объеме 1,5–2 млрд. долл. США,
а при благоприятных условиях – до 4 млрд. долл. США. Кроме роста ВВП
руководство Украины ожидало ускорения темпов притока иностранных
инвестиций. Правда, оценки различались в 10 раз – по оценкам
Секретариата Президента Украины, рост мог достичь 5 млрд. долл. США
ежегодно, а по данным Министерства экономики Украины, – 500 млн. долл.
США (1). Среди других позитивных эффектов упоминались облегчение доступа
украинской продукции на рынки ведущих стран мира, повышение доли
продукции с высокой степенью обработки в структуре экспорта, прекращение
антидемпинговых расследований против украинских производителей.
Но
материалы, поданные органами исполнительной власти Украины на
комитетские слушания, показали, что этим сказкам не суждено было стать
былью.
По
данным Министерства налогов и сборов Украины, в 2012 г. отрицательное
торговое сальдо Украины увеличилось до 15,685 млрд. долл. США. При этом
импорт из стран-членов ВТО в 2011 г. в сравнении с 2010 г. увеличился на
33,8%, в 2012 г. – еще на 14,7%. Происходит постоянное вытеснение
отечественной продукции с внутреннего рынка. Если в 2007 г. доля
импортной мебели на украинском рынке составляла 41,2%, то в 2012 г. ее
часть увеличилась до 75,6%, холодильного и морозильного оборудования – с
77,7 до 83,1%, сельскохозяйственного оборудования – с 76,5 до 79,8%,
продукции легкой промышленности – с 96,8 до 98,4%.
При
этом, как утверждает Минэкономразвития Украины, перечень основных
экспортных товарных позиций за период 2007-2012 гг. практически не
изменился. Более того, доля добывающей промышленности в объеме
реализованной промышленной продукции выросла с 8,3% в 2005 г. до 12% в
2012 г., что свидетельствует об усилении сырьевого характера украинской
экономики. В сельском хозяйстве рост экспортных показателей также дают
товары низкой степени переработки, удельный вес которых в общем экспорте
сельхозпродукции в 2008-2012 гг. увеличился с 62% до 71%. Не произошло
ни отмены антидемпинговых расследований против украинской химической
продукции (составлявших львиную долю всех антидемпинговых мер), ни роста
инвестиций, ни либерализации доступа на внешние рынки.
В
результате усиление конкурентного давления на украинского производителя
и рост импорта привели к падению объемов производства в ряде отраслей
промышленности Украины. Общее падение производства в 2012 г. составило
1,8%. Но под этой относительно благополучной цифрой скрываются настоящие
руины целых сегментов экономики, главным образом,
высокотехнологических. Так, производство машин и оборудования упало на
10%, производство электрического, электронного и оптического
оборудования – на 11,6%, трансформаторов – на 11,5%, готовых
металлических изделий – на 5,2%, кокса и продуктов нефтепереработки – на
26,4%, а электродвигателей и генераторов – на 60,9% (!).
В
сфере сельскохозяйственного машиностроения украинское производство
снизилось на 7,8%, а импорт возрос на 21%. В результате отрицательное
сальдо внешней торговли этим видом продукции поднялось с 817 млн. долл. в
2007 г. до 1,071 млрд. долл. в 2012 г. Поставки мебели украинского
производства на внутренний рынок сократились на 64,9%, холодильного и
морозильного оборудования – на 41,7%. Практически уничтожена легкая
промышленность. Объемы производства украинского легпрома упали на 30%,
импорт увеличился в 2 раза, а негативное сальдо торговли – в 7,6 раза.
Не
лучше ситуация и в сельском хозяйстве. Удельный вес молочной продукции,
традиционного экспортного товара высокой степени переработки,
сократился в общем экспорте сельскохозяйственной продукции с 5,8% в 2008
г. до 2,7% в 2012 г. Экспорт сухого молока, занимавший 31,8% в
структуре поставок молочной продукции, за период 2008-2012 гг. снизился
до 20,4%, а в ценовом измерении и вовсе в 2 раза, с 207,9 до 101,4 млн.
долл. При этом производство отдельных видов молочной продукции
становится нецелесообразным.
Импорт
мяса в 2012 г. вырос в 1,9 раза, а в ценовом измерении – в 2,5 раза,
при этом импорт свинины в 2011 г. вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007
г., украинский рынок захватывает импортное сало из Польши, Германии и
Голландии. Вследствие обнуления с января 2011 г. импортных пошлин на
алкогольную продукцию производство виноградных вин только за 6 месяцев
сократилось на 41,3%. В 2008-2012 гг. увеличился с 91,2 млн. долл. до
133,2 млн. долл. и импорт овощей и фруктов, причем за счет традиционных
для Украины огурцов, помидоров, яблок, абрикосов, персиков и т.д.
В
результате конкурентного давления закрыто 50 украинских сахарных
заводов, украинские производители потеряли 11% внутреннего рынка, а
суммарное количество потерянных рабочих мест в сахарной и свиноводческой
отраслях составило 500 тыс.
«Тришкин кафтан» по-украински
Столкнувшись
с результатами «переговорного мастерства» господина Пятницкого и его
«оранжевых» руководителей, стремившихся во что бы то ни стало вступить в
ВТО раньше России, чтобы шантажировать Москву блокировкой переговоров,
правительство Н. Азарова в 2012 г. подало в Секретариат ВТО нотификацию о
намерении изменить 371 тарифную позицию, 224 из которых касаются
сельскохозяйственной продукции и 147 – промышленных товаров. Речь, в
частности, идет о мясе и субпродуктах из говядины, свинины и птицы,
цветах, овощах и фруктах, колбасах, бытовой технике,
сельскохозяйственных машинах, автомобилях, мебели и т.д.
Можно
было бы только порадоваться перспективам усиления защиты отечественного
рынка, если бы не одно «но»: в соответствии с положениями ГАТТ в
случае начала переговоров по поводу изменения тарифных уступок
страна-член ВТО должна сделать компенсационную уступку относительно
других товаров. То есть повышение одних тарифов может произойти только
за счет снижения других, что приведет не к росту защиты украинской
экономики в целом, а просто к возникновению проблем в других отраслях. В
народе этот процесс называют латанием «Тришкина кафтана».
Примечательна
и реакция международных партнеров на попытку Украины отменить ряд
дискриминационных условий членства Украины в ВТО. Комиссар ЕС по
вопросам торговли Карел Де Гухт во время саммита Украина-ЕС потребовал у
президента Виктора Януковича отозвать нотификацию в ВТО, угрожая
осложнениями при подписании Соглашения об ассоциации. А торговый
представитель США в ВТО Рон Кирк «выразил серьезную обеспокоенность США
по поводу запроса Украины по пересмотру пошлин на более 350 товаров» и
заявил, что беспрецедентный шаг Украины может подорвать систему
многосторонней торговли и привести к ухудшению отношений с США.
Единственной страной, опосредованно поддержавшей требования Украины,
стала Россия.
На
данном этапе ЕС выкручивает Украине руки для сокращения количества
позиций с 371 до 20-30. Казалось бы, совершенно очевидно, к чьей
поддержке должна прибегнуть Украина и какое направление экономической
интеграции предпочесть, чтобы сохранить остатки своих производственных
мощностей.
Но
не тут-то было. Еще один сторонник евроинтеграции, представитель
Украины при ЕС К. Елисеев заявил, что «Соглашение об ассоциации
Украина-ЕС решит проблему в рамках ВТО со странами ЕС, которая сложилась
в связи с заявкой на просмотр 371 тарифной позиции» (2). В переводе с
дипломатического на человеческий язык это означает, что Украина готова
отказаться от мер по защите внутреннего рынка, подписав договор, еще
более снижающий степень защиты отечественной экономики. Чтобы понять,
что после этого случится со страной, не нужно быть ни дипломированным
экономистом, ни послом. Впрочем, заявления либеральных фундаменталистов
никакого отношения к экономике и не имеют, представляя интерес лишь для
правоохранительных органов и спецслужб, которым давно уже не мешает
поинтересоваться, в чьих именно интересах работают «украинские»
должностные лица.
Выход есть
Между
тем выход из катастрофической ситуации, в которой оказалась экономика
страны, четко виден даже из предоставленных парламенту документов
авторства В. Пятницкого и иже с ним.
Пресловутая
проблема «371 позиции» автоматически решается в случае вступления
Украины в Таможенный союз, в связи с чем Украина обязана будет
пересмотреть базовые таможенные тарифы в сторону увеличения в 2-3, а по
некоторым позициям и в 4 раза. Причем касается это не только желаемых
правительством Украины позиций (которых изначально было более 1000), но и
вообще всех обязательств перед ВТО. А это означает повышение общей
степени защиты украинской экономики, в отличие от «Тришкина кафтана»,
латанием которого сейчас заняты экономические чиновники.
Как
бы ни пытались отечественные евроинтеграторы свалить все негативные
последствия вступления в ВТО на мировой экономический кризис, цифры
открывают истинное положение вещей. При падении объемов мировой торговли
в 2009 г. на 23% экспорт украинских товаров сократился на 41% и лишь в
2011 г. превысил на 2% объемы докризисного 2008 г. Но при этом, если
экспорт в ЕС так и не вышел на докризисный уровень (22195 млн. долл. в
2008 г. против 20876 млн. долл. в 2012 г.), то объем экспорта Украины в
страны СНГ вырос с 27411 млн. долл. в 2008 г. до 31313 млн. долл. в 2012
г. Заметим, что удельный вес торговли со странами СНГ в 2008-2012 гг.
возрос с 34,8 до 38%, а с ЕС уменьшился с 28,2 до 25,4%.
Кризис
выявил и другие интересные тенденции внешней торговли Украины. В
географической структуре украинского экспорта в кризисный период
наблюдалось увеличение удельного веса стран, не являющихся членами ЕС и
СНГ. С 2010 г. темпы экспорта в страны СНГ снова увеличились, а новое
падение стало наблюдаться с 2012 г. Очевидно, что сокращение
двусторонней торговли с СНГ связано с развитием Таможенного союза,
постепенно переориентирующего свою торговлю на внутренний рынок и
активно стимулирующего собственное производство. А это, в свою очередь,
порождает проблемы для ряда отраслей украинской экономики, приводя к
увеличению дисбалансов и уничтожению национального производства.
Главной
системной проблемой, оказывающей давление на украинских производителей и
экономику в целом, является цена на природный газ. Если в России цена
на «голубое топливо» для промышленных потребителей составляет 63-113
долл. США, то для Украины этот показатель равняется 439 долл. США. Стоит
лишний раз напомнить, что она решается лишь вступлением Украины в
Таможенный союз.
Негативные
последствия касаются даже тех отраслей экономики, которые назывались
основными бенефициарами вступления в ВТО и ЕС. В частности, открытие
новых металлургических производств в России привело к тому, что Украина в
рейтинге 10 ведущих производителей стали перешла с 9 на 10 место. Тем
не менее СНГ остается одним из основных потребителей металлургической
продукции, а его доля в украинском экспорте в 2011-2012 гг. выросла с
17,4 до 20,1% (доля ЕС снизилась с 29,6 до 23,9%). Страдает от отказа
вступить в Таможенный союз и химическая промышленность. В частности,
физическое падение экспорта пластмасс и полимерных материалов составило
2%. Основным импортером этого вида продукции является РФ, на долю
которой приходится 70,6% всего украинского экспорта.
Обострение
конкуренции на рынке РФ, являющейся главным потребителем продукции
украинского машиностроения, привело к падению производства в отрасли на
6%, а производство грузовых вагонов упало на 10,3%. При этом Украина,
которая занимает 40% рынка производства вагонов в СНГ, не вошла в состав
созданной РФ, Белоруссией и Казахстаном саморегулируемой организации
(СРО), которая будет контролировать рынок грузовых вагонов, что лишает
нашу страну дальнейших перспектив поставок грузового подвижного состава в
ТС. При этом доля СНГ в экспорте продукции украинского вагоностроения
составляет 69,3%. Из-за торговых ограничений, которых не было бы, будь
Украина членом ТС, производство кондитерских изделий сократилось на
4,1%, экспорт украинских сыров в РФ снизился на 19,5%. В то же время
Россия импортирует 72,7% украинской молочной продукции, и потеря такого
покупателя приведет к «смерти» отрасли, как это произошло с
автомобилями.
Автомобильная
проблема недаром оставлена «на закуску», поскольку на примере «смерти»
этой отрасли украинской промышленности наиболее отчетливо видна
пагубность прозападного курса Украины и отказа от сотрудничества с
Таможенным союзом.
Если
на момент вступления в ВТО на импортные автомобили действовала ввозная
пошлина в размере 25%, то после 2008 года она была снижена до 10%.
Открытие рынка привело к тому, что производство автомобилей на Украине
снизилось в 6 раз, из 36 тысячи человек, работавших в отрасли на момент
вступления страны в ВТО, осталось всего 18 тысяч. Доля импортных
автомобилей на украинском рынке выросла с 41,1% в 2007 г. до 82,8% в
2012 г., поставки отечественных автомобилей на внутренний рынок
сократились в 7,2 раза. При этом практически единственным покупателем
отечественной автомобильной продукции является РФ, на долю которой
приходится 97,5% украинского экспорта легковых автомобилей.
С
1 сентября 2012 г. в России приняли решение «Об утилизационном сборе в
отношении колесных транспортных средств», в соответствии с которым весь
автомобильный импорт независимо от страны происхождения обложили
утилизационным сбором. Появление нового налога на транспорт в России
автоматически сделало все украинские авто, которые поставляются в эту
страну, минимум на 10% дороже. Данное постановление российского
правительства не касается стран-членов Таможенного союза.
То,
что началось после этого, иначе как шизофренией назвать сложно. Вместо
того чтобы начать переговоры о вступлении в Таможенный союз и тем самым
нивелировать негативное влияние тарифных барьеров на украинское
автомобильное производство, украинские евроинтеграторы не замедлили дать
симметричный ответ. Начиная с 3 сентября 2012 г. все юридические и
физические лица, импортирующие в Украину российские транспортные
средства, должны заплатить новый сбор за утилизацию таких авто. В
среднем российские легковые автомобили c объемом двигателя 2000-3000
куб. см подорожали почти на 1500 долл., машины с объемом двигателя от
3500 куб. см – более чем на 3 тыс. долл.
«Клятым
москалям», конечно, насолить в очередной раз не удалось, поскольку в
Украину экспортируется только 4% продукции российского автопрома. А вот
украинскому автомобильному производству приходится ожидать лишь
дальнейшего падения и потери экспортных возможностей.
Вступление в ТС
позволило бы Украине добиться той самой заградительной пошлины в 25%, о
которой просили украинские автопроизводители, поскольку в соответствии с
условиями вступления России в ВТО, которые должна будет принять и
Украина в случае присоединения к ТС, пошлина на импорт автомобилей
составляет именно 25% (3). Тем самым были бы нивелированы пагубные
последствия вступления в ВТО, а отечественная автомобильная
промышленность спасена от краха.
Примеров
можно приводить множество. Но и из изложенного напрашивается только
один вывод: вступление Украины в ВТО на дискриминационных условиях
поставило национальную экономику на грань катастрофы, и дальнейшее
продолжение курса на либерализацию торговли и европейскую интеграцию
приведет к полному ее уничтожению. Единственным шансом для спасения
является вступление Украины в Таможенный союз и поиск новых рынков сбыта
украинской продукции в странах, не входящих в «золотой миллиард», где
отечественные товары конкурентоспособны и востребованы.
|