2 ноября 2010 правительство России внесло в Госдуму поправки в закон «О
противодействии терроризму», который разрешит властям всех уровней — от
федерального до муниципального и органам, координирующим борьбу с
терроризмом, устанавливать уровни террористической опасности.
Законопроект вносит изменения в ст. 5 закона «О противодействии
терроризму» («Организационные основы противодействия терроризму»). Ее
предлагается дополнить отдельной частью, в которой будет сказано, что в
целях «своевременного информирования населения о возникновении угрозы
террористического акта» и «организации деятельности по противодействию
его совершению» могут устанавливаться уровни террористической
опасности.
Будет введено четыре уровня: отсутствие угрозы, уровень повышенной опасности (синий), высокий (желтый) и критический (красный).
В рамках указанных уровней деятельность
федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также
органов местного самоуправления будет осуществляться «с учетом
дополнительных мер, принимаемых в соответствии с порядком, определенным
президентом», говорится в документе.
Сам порядок установления уровней опасности и
содержание «дополнительных мер по обеспечению безопасности» в нынешнем
законопроекте не разъясняется. Президент должен будет определить их
своим указом.
В США в 2002 г. установлена пятиуровневая шкала
опасностей, самый высокий уровень, красный, вводится при прямой угрозе
конкретного теракта. Подобные схемы с незначительными различиями
действуют также во Франции, Индии, Японии, Израиле. А в Великобритании
уровней пять, но они обозначены не цветами, а словами — от «низкого» до
«критического».
Очевидно, что в первую очередь эта шкала
предназначена для населения, так как у спецслужб уже есть своя
внутренняя схема действий при появлении любых террористических угроз.
Насколько эффективна шкала угроз для повышения бдительности и в
конечном счете для предотвращения терактов, вопрос открытый. Например,
перед терактами 2005 года в Лондоне степень угрозы была понижена. Кроме
того, опыт показал, что повышение уровня угрозы лишь увеличивает
нервозность населения. Обычные люди, не обученные распознавать опасные
поведенческие признаки, склонны видеть их у каждого, кто выглядит или
ведет себя "не так". Это, естественно, приводит к росту
подозрительности и ксенофобии. В то же время спецслужбы оказываются
завалены огромным количеством информационного мусора, на который они
обязаны реагировать.
|