Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
Приведенные в настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
разведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая
специальными средствами и методами с целью обеспечения определенных
законом органов государственной власти разведывательной информацией,
содействия реализации и защиты национальных интересов, противодействия
за пределами Украины внешним угрозам национальной безопасности Украины;
разведывательная информация - устные и зафиксированные на
материальных носителях (в том числе в образцах изделий и веществ)
сведения, которые невозможно получить официальным путем, о реальных и
потенциальных возможностях, планах, намерениях и действиях иностранных
государств, организаций и отдельных лиц, угрожающих национальным
интересам Украины, а также о событиях и обстоятельствах, касающихся
национальной безопасности и обороны;
разведывательные органы Украины - специально уполномоченные законом
органы на осуществление разведывательной деятельности. Разведывательный
орган Украины может функционировать как самостоятельный государственный
орган, так и в составе центрального органа исполнительной власти.
Статья 2. Правовая основа деятельности разведывательных органов Украины
Правовую основу деятельности разведывательных органов Украины составляют Конституция Украины, настоящий и другие законы Украины, а также принятые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты.
Статья 3. Принципы деятельности разведывательных органов Украины
Деятельность разведывательных органов Украины осуществляется на основе:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
непрерывности;
сочетания в пределах, определенных законом, гласных и негласных методов и средств;
разграничения сфер деятельности разведывательных органов, взаимодействия и координации их деятельности;
независимости и оперативности в представлении разведывательной информации; внепартийности;
подконтрольности и подотчетности соответствующим органам государственной власти в пределах, предусмотренных законом.
Деятельность разведывательных органов не может использоваться для решения не предусмотренных настоящим Законом задач.
Статья 4. Основные задачи разведывательных органов Украины
На разведывательные органы Украины возлагаются:
добывание, аналитическая обработка и предоставление определенным
законом органам государственной власти разведывательной информации;
осуществление специальных мер, направленных на поддержку национальных
интересов и государственной политики Украины в экономической,
политической, военной, военно-технической, экологической и
информационной сферах, укрепление обороноспособности, экономического и
научно-технического развития, защиты и охраны государственной границы;
обеспечение безопасного функционирования учреждений Украины за
границей, безопасности сотрудников этих учреждений и членов их семей в
стране пребывания, а также откомандированных за границу граждан Украины,
владеющих сведениями, составляющими государственную тайну;
участие в борьбе с терроризмом, международной организованной
преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, незаконной
торговлей оружием и технологией его изготовления, незаконной миграцией в
порядке, определенном законом;
принятие мер противодействия внешним угрозам национальной
безопасности Украины, жизни, здоровью ее граждан и объектам
государственной собственности за пределами Украины.
Статья 5. Методы и средства деятельности разведывательных органов Украины
Для выполнения возложенных на разведывательные органы Украины задач
по получению разведывательной информации и обеспечению безопасности
разведывательных мер, защите своих сил, средств и информационных систем и
учетов, а также источников разведывательной информации они применяют
методы и средства оперативно-розыскной деятельности в порядке,
определенном в Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", с
учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Методы и средства деятельности разведывательных органов не должны наносить вред жизни, здоровью, чести и достоинству людей.
Не подлежит разглашению информация, касающаяся личной жизни, чести и
достоинства граждан, ставшая известной разведывательным органам в
процессе их работы, кроме случаев, предусмотренных законом.
Порядок хранения информации, добытой в процессе разведывательной
деятельности, определяется соответствующими нормативно-правовыми актами.
Раздел II. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья 6. Разведывательные органы Украины и сферы их деятельности
Разведывательные органы Украины осуществляют разведывательную деятельность в следующих сферах:
Служба внешней разведки Украины - в политической, экономической,
технической, научно-технической, информационной и экологической;
разведывательный орган Министерства обороны Украины - в военной,
военно-политической, военно-технической, военно-экономической,
информационной и экологической;
разведывательный орган специально уполномоченного центрального органа
исполнительной власти по делам охраны государственной границыв сферах
пограничной и иммиграционной политики, а также в других сферах,
касающихся вопросов защиты государственной границы Украины и ее
суверенных прав в исключительной (морской) экономической зоне.
Вопросы образования, реорганизации и ликвидации разведывательных
органов осуществляются в соответствии с конституционными полномочиями
Президентом Украины.
Разведывательный орган Министерства обороны Украины может привлекать
органы военного управления разведки и воинские части разведки
Вооруженных Сил Украины в порядке, определенном Президентом Украины, к
мероприятиям добывания разведывательной информации с целью подготовки
государства к обороне и обеспечению готовности Вооруженных Сил Украины к
обороне государства. В этих случаях на военнослужащих и работников
указанных органов и воинских частей не распространяются положения
законов Украины "О разведывательных органах" и "Об оперативно-розыскной деятельности", которыми регулируются вопросы определения правового статуса, предоставление полномочий и гарантирование социальной защиты
Осуществление разведывательной деятельности с целью получения
информации в сферах, касающихся национальной безопасности и обороны,
другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от формы собственности, которые не
предусмотрены в настоящем Законе, а также физическими лицами
запрещается.
Разведывательные органы Украины являются юридическими лицами, они
имеют действительное и условное наименования, соответствующие эмблемы,
печати и штампы, печати с изображением Государственного Герба Украины и
своим наименованием, счета, в том числе валютные, в банках и других
финансовых учреждениях.
Статья 7. Руководство разведывательными органами Украины и координация их деятельности
Общее руководство разведывательными органами Украины в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом осуществляет Президент Украины.
Руководители центральных органов исполнительной власти, в состав
которых входят разведывательные органы, осуществляют руководство ими в
пределах полномочий, определенных законом и положениями о
соответствующих разведывательных органах, утвержденными Президентом
Украины, и создают необходимые условия для их функционирования.
Непосредственное руководство разведывательными органами Украины
осуществляют их руководители, назначаемые на должность и освобождаемые
от должности Президентом Украины по представлению руководителей
соответствующих центральных органов исполнительной власти. Председателя
Службы внешней разведки Украины назначает Президент Украины. В пределах
своих полномочий руководители разведывательных органов Украины могут
издавать приказы, распоряжения, а в случаях, предусмотренных законом,
или по требованию Президента Украины доводят до его сведения в
определенном им порядке информацию о внешних угрозах Украине.
Координация деятельности разведывательных органов Украины
осуществляется Президентом Украины через возглавляемый им Совет
национальной безопасности и обороны Украины, который действует в
соответствии с Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".
Порядок координации деятельности разведывательных органов Украины в особый период определяется Президентом Украины.
Статья 8. Внепартийность разведывательных органов Украины
Использование разведывательных органов Украины кем-либо в партийных
интересах не допускается. Деятельность разведывательных органов Украины
не может использоваться для ограничения прав и свобод граждан или с
целью насильственного изменения конституционного порядка, устранения
органов государственной власти либо препятствования их деятельности.
В разведывательных органах Украины запрещается создание и
деятельность организационных структур политических партий и иных
объединений граждан, имеющих политические цели. Членство и участие
сотрудников разведывательных органов Украины в деятельности политических
партий и иных объединениях граждан, имеющих политические цели, не
допускается.
В порядке исключения разрешается членство работников, заключивших
трудовой договор с разведывательными органами Украины, в
профессиональных союзах.
Статья 9. Права разведывательных органов Украины
Для выполнения определенных настоящим Законом задач разведывательные органы Украины имеют право:
устанавливать на конфиденциальной основе сотрудничество с
совершеннолетними, дееспособными лицами, добровольно давшими на это
согласие;
получать для разведывательных целей необходимую информацию от всех
органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений,
включая банки, независимо от формы собственности, в том числе информацию
по автоматизированным информационным и справочным системам, банкам
данных и т. п. в порядке, определенном законом;
пользоваться услугами, в том числе платными, экспертов и
консультантов из числа специалистов других органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
использовать на договорных началах служебные помещения, транспортные
средства и иное имущество предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности, а также с согласия отдельных лиц -
принадлежащие им жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное
имущество;
открывать счета в национальной и иностранной валюте в банках и других финансовых учреждениях в порядке, определенном законом;
использовать документы, прикрывающие сотрудников и ведомственную
принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных
средств к разведывательным органам Украины;
создавать с целью конспирации организационные структуры
(подразделения, предприятия, учреждения и организации), необходимые для
выполнения задач разведывательных органов Украины и прикрытия их
сотрудников, использовать в порядке, установленном Кабинетом Министров
Украины, средства и имущество, приобретенные в результате их
деятельности;
выступать заказчиками научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и иных работ в области разработки и изготовления
специальных средств, необходимых для осуществления разведывательной
деятельности, создавать и применять технические средства разведки;
создавать в порядке, установленном законом, соответствующие учебные
заведения и научно-исследовательские учреждения, архивы и осуществлять
деятельность в издательском деле;
организовывать и обеспечивать в пределах своей компетенции защиту
государственной тайны в учреждениях Украины за границей, включая меры по
предупреждению утечки по техническим каналам сведений, составляющих
государственную тайну;
осуществлять техническую защиту помещений и объектов разведывательных органов;
обеспечивать собственную безопасность деятельности разведывательных
органов Украины и защиту своих сил, средств и информации от
противоправных действий и угроз;
создавать в установленном порядке территориальные подразделения в пределах граничной численности сотрудников кадрового состава;
осуществлять в определенном законодательством Украины порядке
контролируемые (под оперативным контролем) передвижение лиц и
перемещение предметов через государственную границу Украины.
Статья 10. Представление разведывательной информации
Информация, добытая и обработанная разведывательными органами
Украины, представляется Президенту Украины, Председателю Верховной Рады
Украины, Премьер-министру Украины и другим определенным Президентом
Украины потребителям в установленном им порядке с соблюдением требований
законов Украины "О государственной тайне", "Об информации", "О защите информации в автоматизированных системах" и других.
Статья 11.
Взаимодействие разведывательных органов Украины между собой, с
правоохранительными органами Украины, а также со специальными службами
иностранных государств
Порядок взаимодействия разведывательных органов Украины между собой, с
правоохранительными органами Украины определяется законами и принятыми в
соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами.
Разведывательные органы Украины с разрешения Президента Украины в
пределах и объемах, определенных им, могут устанавливать и поддерживать
контакты со специальными службами иностранных государств, в том числе на
основе двухсторонних или многосторонних соглашений, международных
договоров Украины с соблюдением требований законодательства Украины.
В случаях долгосрочного сотрудничества на условиях, определенных
международными договорами, согласие на обязательность которых для
Украины дано Верховной Радой Украины, могут создаваться официальные
заграничные представительства разведывательных органов Украины.
Статья 12.
Взаимоотношения разведывательных органов Украины с органами
государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
Украины
Разведывательные органы Украины взаимодействуют с органами
государственной власти Украины в соответствии с законами, иными
нормативно-правовыми актами.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации
Украины в порядке, установленном законом, оказывают содействие
разведывательным органам Украины в выполнении ими задач, возложенных на
них настоящим Законом.
Перечень органов исполнительной власти, которые могут привлекаться к
участию в выполнении программ разведывательной деятельности или в
мероприятиях, осуществляемых разведывательными органами, определяется
Президентом Украины.
Статья 13. Информирование общественности о деятельности разведывательных органов Украины
О своей деятельности разведывательные органы Украины в установленном
порядке информируют общественность Украины, осуществляя связь с
объединениями граждан, средствами массовой информации и гражданами через
соответствующие структурные подразделения и их должностных лиц.
Материалы о деятельности разведывательных органов Украины,
предоставляемые средствам массовой информации, не могут содержать
сведения, составляющие государственную тайну.
Публикация сведений о разведывательных органах Украины и их деятельности осуществляется с соблюдением требований Закона Украины "О государственной тайне".
Статья 14. Защита сведений о разведывательных органах Украины
Сведения о личном составе, осуществляющем разведывательную
деятельность, средствах, содержании, планах, организации, финансировании
и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах
разведывательной деятельности, а также о лицах, сотрудничающих или ранее
сотрудничавших на конфиденциальной основе с разведывательными органами,
составляют государственную тайну и подлежат защите в порядке,
определенном Законом Украины "О государственной тайне".
Статья 15. Финансирование и материально - техническое обеспечение разведывательных органов Украины
Финансирование и материально-техническое обеспечение разведывательных
органов Украины осуществляются за счет средств, предусмотренных
отдельной строкой в Государственном бюджете Украины для каждого
разведывательного органа, и других источников, предусмотренных законом.
Расчетно-кассовое обслуживание разведывательных органов Украины
осуществляется органами Государственного казначейства Украины.
Льготы, компенсации и гарантии, предусмотренные этим Законом
предоставляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований на
содержание соответствующих бюджетных учреждений.
Распорядителем бюджетных средств, в том числе валютных, на содержание
и обеспечение деятельности разведывательного органа Украины является
руководитель этого органа.
Разведывательные органы Украины имеют право отчуждать имущество,
приобретенное за бюджетные средства за пределами Украины, в порядке,
определенном Кабинетом Министров Украины.
Средства, полученные от реализации в установленном порядке за
пределами Украины имущества, приобретенного за бюджетные средства,
зачисляются в Государственный бюджет Украины. Эти средства используются
исключительно на обеспечение разведывательной деятельности согласно
сметам соответствующих разведывательных органов Украины.
Разведывательные органы Украины в соответствии с законом имеют право
закупать и ввозить на территорию Украины средства вооружения,
материально-технические, специальные технические и иные средства,
огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, в том числе иностранного
производства, для обеспечения собственных нужд, а также в случае
необходимости передавать и вывозить их за пределы Украины в порядке,
определенном Кабинетом Министров Украины.
Разведывательные органы Украины освобождаются от уплаты ввозной
таможенной пошлины и акцизного сбора за технику, оборудование, имущество
и материалы, предназначенные для собственного использования этими
органами.
Разведывательные органы Украины имеют жилищный фонд и могут выступать заказчиками строительства жилища.
Раздел III. ПРАВОВОЙ
СТАТУС СОТРУДНИКОВ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ И ЛИЦ,
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО СОТРУДНИЧАЮЩИХ С ЭТИМИ ОРГАНАМИ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Статья 16. Сотрудники разведывательных органов Украины
Сотрудниками разведывательных органов Украины являются военнослужащие
и служащие кадрового состава разведывательных органов Украины, а также
военнослужащие, служащие и работники, которые не входят в кадровый
состав этих органов.
На военнослужащих разведывательных органов, в том числе не входящих в
кадровый состав разведывательных органов, распространяется действие
законодательства Украины о прохождении военной службы с учетом
особенностей, обусловленных спецификой задач, выполняемых указанными
военнослужащими. Особенности прохождения военной службы в
разведывательных органах Украины определяются Президентом Украины.
Порядок прохождения военной службы и присвоения воинских званий
лицам, имеющим специальные звания (классные чины) и направляемым
(принимаемым) для дальнейшего прохождения военной службы в
разведывательных органах Украины, определяется Президентом Украины.
Лица, принятые для прохождения службы в разведывательных органах
Украины, имеют право на возвращение в установленном законодательством
порядке при наличии вакантной должности в органы, из которых они были
направлены (переведены), для дальнейшего прохождения военной или
государственной службы в соответствии с должностями, воинскими
(специальными) званиями, классными чинами и рангами государственных
служащих, приобретенными за время службы в разведывательных органах
Украины, с засчитыванием в беспрерывный стаж работы (службы) времени
пребывания в разведывательных органах Украины.
На служащих и работников разведывательных органов распространяется действие законодательства Украины о труде.
Статья 17. Кадровый состав разведывательных органов Украины
В кадровый состав разведывательных органов Украины входят
военнослужащие и служащие, которые по занимаемым ими должностям в этих
органах, подчиненных им учебных заведениях и научно-исследовательских
учреждениях, исполняют функциональные обязанности, непосредственно
связанные с разведывательной деятельностью. Перечень должностей
сотрудников кадрового состава разведывательного органа определяется
Положением о соответствующем разведывательном органе.
Служащие кадрового состава разведывательных органов Украины являются
государственными служащими. Отнесение их должностей к соответствующим
категориям должностей государственных служащих проводится Кабинетом
Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным
органом, а порядок приема на службу в разведывательный орган
определяется согласно закону и положению о соответствующем
разведывательном органе.
Сотрудники кадрового состава разведывательных органов для исполнения
своих функциональных обязанностей могут занимать, с соблюдением
требований настоящего Закона, должности в органах государственной
власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы
собственности без раскрытия их принадлежности к разведывательным
органам. Должностные лица указанных органов государственной власти,
предприятий, учреждений и организаций несут предусмотренную законом
ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих
сотрудников к разведывательным органам, если таковые стали им известны в
процессе работы.
Разведывательные органы Украины могут иметь кадровый резерв из числа специалистов соответствующих специальностей.
Сотрудникам кадрового состава разведывательных органов Украины выдается специальное служебное удостоверение.
Статья 18. Правовой статус сотрудников разведывательных органов Украины
Сотрудники кадрового состава разведывательных органов Украины во
время исполнения ими служебных обязанностей находятся под специальной
защитой государства. Никто, кроме органов государственной власти и
должностных лиц, определенных настоящим Законом, не имеет права
вмешиваться в их служебную деятельность.
Для защиты жизни, здоровья, жилища и имущества сотрудников
разведывательных органов Украины и их близких родственников (жена, муж,
родители, дети, родные братья и сестры) от противоправных посягательств и
угроз в связи со служебной деятельностью этих сотрудников
разведывательные органы Украины осуществляют специальные меры по
обеспечению безопасности в порядке, предусмотренном Законом Украины "О
государственной защите работников суда и правоохранительных органов" и
иными актами законодательства Украины. Решения о принятии этих мер в
каждом конкретном случае принимаются руководителем соответствующего
разведывательного органа.
Статус сотрудника разведывательного органа Украины не может быть
использован для достижения целей, которые не связаны с исполнением его
функциональных обязанностей.
Статья 19. Применение
сотрудниками разведывательных органов Украины средств физического
воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия
Сотрудники разведывательных органов Украины исключительно для реализации прав, определенных в абзацах одиннадцатом и тринадцатом части первой статьи 9
настоящего Закона, а также в случае привлечения их к проведению
антитеррористических операций, имеют право применить средства
физического воздействия, хранить, носить, использовать и применять
специальные средства активной обороны в порядке, предусмотренном
законодательством Украины, а военнослужащие разведывательных органов,
кроме того, - хранить, носить, использовать и применять огнестрельное
оружие в порядке, предусмотренном Законом Украины "О милиции".
Превышение сотрудником разведывательного органа Украины своих
полномочий при применении средств физического воздействия, специальных
средств и огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную
законом.
Статья 20. Ответственность сотрудников разведывательных органов Украины за правонарушения
Сотрудники разведывательных органов Украины несут ответственность за
административные правонарушения в порядке, установленном Кодексом
Украины об административных правонарушениях для лиц, на которых
распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных
положений о дисциплине.
В случае задержания сотрудника кадрового состава разведывательного
органа Украины по подозрению в совершении преступления или избрания в
отношении его меры пресечения в виде содержания под стражей его содержат
отдельно от других лиц. Привод, задержание и арест и связанные с этим
обыск лица и осмотр вещей кадрового сотрудника разведывательного органа
при исполнении им своих служебных обязанностей осуществляются только в
присутствии официальных представителей этого органа. Не подлежат
досмотру и задержанию транспортные средства разведывательных органов и
их кадровых сотрудников при использовании этих средств в служебных
целях.
Непредвиденные финансовые и имущественные убытки, причиненные
физическим или юридическим лицам вследствие выполнения сотрудниками
разведывательных органов Украины возложенных на них задач, не влекут
ответственности со стороны этих сотрудников, если они действовали в
соответствии с предоставленными им законом полномочиями. Такие убытки
компенсируются в порядке, определенном законом, соответствующими
разведывательными органами за счет средств Государственного бюджета
Украины, предусмотренных на финансирование разведывательных органов или
специальных программ.
Статья 21. Денежное
обеспечение (оплата труда) сотрудников разведывательных органов.
Социальная защита сотрудников разведывательных органов Украины и членов
их семей и их пенсионное обеспечение
Социальная защита сотрудников разведывательных органов Украины и
членов их семей, а также гражданских работников, заключивших трудовой
договор с разведывательными органами Украины, гарантируется законом.
Меры социальной защиты, денежное довольствие (оплата труда) унифицированы для сотрудников всех разведывательных органов Украины.
Порядок, условия и размеры денежного обеспечения (оплаты труда)
сотрудников разведывательных органов Украины устанавливаются Кабинетом
Министров Украины.
В случае задержания, ареста или осуждения за пределами Украины
сотрудников кадрового состава разведывательных органов Украины в связи с
выполнением ими задач, возложенных на разведывательные органы Украины,
государство оказывает содействие в освобождении их и членов их семей.
В случае полной или частичной потери сотрудником кадрового состава
разведывательного органа Украины профессиональной пригодности в
результате его расшифровки или вследствие иных не зависящих от него
причин разведывательный орган обязан трудоустроить указанного сотрудника
или создать условия для его профессиональной переподготовки.
Имущественные убытки, причиненные сотруднику кадрового состава
разведывательного органа Украины и членам его семьи в связи с
осуществлением разведывательной деятельности, возмещаются
разведывательным органом за счет средств Государственного бюджета
Украины в порядке, определенном гражданским законодательством Украины.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также
на бывших сотрудников разведывательных органов Украины и подразделений,
на которые возлагалось осуществление разведывательной деятельности до
вступления в силу настоящего Закона, и которые нуждаются в такой защите в
связи с их предыдущей деятельностью.
Служащие кадрового состава разведывательных органов Украины имеют
право выхода на пенсию на основаниях и условиях, предусмотренных Законом
Украины "О государственной службе".
Пенсионное обеспечение сотрудников разведывательных органов Украины
из числа военнослужащих осуществляется в порядке и в размерах,
установленных Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".
В случае гибели (смерти) сотрудника кадрового состава
разведывательного органа Украины при исполнении служебных обязанностей
семье погибшего (умершего), а в случае ее отсутствия его родителям и
иждивенцам выплачивается единовременное денежное пособие в размере
десятигодичного денежного довольствия (заработка) погибшего (умершего)
по последней должности, которую он занимал, в порядке и на условиях,
определенных Кабинетом Министров Украины. За семьей погибшего (умершего)
сохраняется право на получение жилого помещения.
В случае ранения (контузии, травмы или увечья), причиненного
сотруднику кадрового состава разведывательного органа Украины при
исполнении служебных обязанностей, а также инвалидности, наступившей в
период прохождения службы или не позднее чем через три месяца после
увольнения со службы либо по истечении этого срока, но вследствие
заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения
службы, связанного с исполнением служебных обязанностей, в зависимости
от степени потери трудоспособности ему выплачивается единовременное
денежное пособие в размере до пятигодичного денежного довольствия
(заработка) по последней должности в порядке и на условиях, определенных
Кабинетом Министров Украины. Определение степени потери
трудоспособности сотрудником кадрового состава разведывательного органа
Украины в период прохождения службы в разведывательных органах в каждом
случае повреждения здоровья осуществляется в индивидуальном порядке в
соответствии с законодательством.
Разведывательный орган Украины возмещает сотрудникам его кадрового
состава расходы на проезд в служебных целях всеми видами городского и
пригородного транспорта, за исключением такси, а также расходы,
связанные с использованием в указанных целях личных транспортных
средств, в порядке, определяемом руководителем соответствующего
разведывательного органа Украины.
Статья 22. Права и обязанности лиц, конфиденциально сотрудничающих с разведывательными органами Украины
Конфиденциальное сотрудничество разведывательных органов Украины с
целью выполнения задач, определенных настоящим Законом, может
устанавливаться с лицами на бесплатной или платной основе.
Порядок поддержания взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными актами соответствующих разведывательных органов.
С целью обеспечения безопасности лиц, конфиденциально сотрудничающих
или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их
семей могут осуществляться меры по их защите в порядке, предусмотренном
настоящим Законом для сотрудников разведывательных органов.
Статья 23. Социальная защита лиц, конфиденциально сотрудничающих с разведывательными органами Украины
Лицам, конфиденциально сотрудничающим с разведывательными органами
Украины, гарантируются неразглашение этих отношений и социальная защита.
Раздел IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ
Статья 24. Контроль Президента Украины за деятельностью разведывательных органов Украины
Контроль за деятельностью разведывательных органов Украины в пределах
конституционных полномочий осуществляется Президентом Украины, в том
числе через руководимый им Совет национальной безопасности и обороны
Украины.
Разведывательные органы Украины докладывают Президенту Украины и
отчитываются перед ним по вопросам и в порядке, которые определяются
Президентом Украины.
Статья 25. Контроль Верховной Рады Украины за деятельностью разведывательных органов Украины
Контроль за деятельностью разведывательных органов Украины осуществляется Верховной Радой Украины в порядке, установленном Конституцией Украины.
Статья 26. Порядок осуществления контрольных функций Счетной палатой Украины
Для осуществления контроля за расходованием средств Государственного
бюджета Украины на содержание разведывательных органов Украины и
финансирования их деятельности создается из числа членов Счетной палаты
Украины специальная группа.
Специальная группа Счетной палаты Украины имеет право в установленном
законом порядке получать от разведывательных органов Украины документы
по расходованию средств Государственного бюджета Украины, а также
заслушивать руководителей соответствующих разведывательных органов по
этим вопросам на закрытых заседаниях.
Члены специальной группы Счетной палаты Украины осуществляют
полномочия, предусмотренные настоящей статьей, лишь при условии
оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в
порядке, установленном Законом Украины "О государственной тайне". Им
запрещается раскрывать методы и средства деятельности разведывательных
органов, расшифровывать их сотрудников, разглашать полученную
информацию.
Статья 27. Прокурорский надзор
Надзор за соблюдением разведывательными органами Украины законов
Украины осуществляется Генеральным прокурором Украины и уполномоченными
им прокурорами в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Сведения о лицах, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с
разведывательным органом Украины, принадлежность конкретных лиц к
кадровому составу разведывательных органов, а также
организационно-штатная структура разведывательных органов в предмет
прокурорского надзора не входят.
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. До приведения законов Украины и иных нормативно-правовых актов в
соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не
противоречащей настоящему Закону.
3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о
внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами
исполнительной власти Украины их нормативно-правовых актов в
соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины Л.КУЧМА